Несгибаемый Емелин. Фото Екатерины Богдановой
Их было девять. От Алины Витухновской и Александра Никонова до Игоря Яркевича и Зуфара Гареева. Теперь их двенадцать – лауреатов премии «Нонконформизм». Дюжина – хорошее число. Четвертый премиальный сезон завершен. Вернее, почти завершен: сегодня вечером в московском клубе Bilingua состоится награждение победителей и финалистов.
Надо было бы вас, конечно, потомить и назвать лауреатов в конце, но это, видимо, уже не получится: они все в заголовке. Так что давайте, что ли, уж сразу перечислим.
|
Громокипящий и великий Немиров.
Фото Екатерины Богдановой |
В номинации «Нонконформизм-поступок» (конкурс произведений проводится именно в этой номинации) победителем впервые стал не какой-то конкретный человек, а целое объединение под названием «Общество Зрелища». Мы даже не знаем, сколько человек поднимется на сцену получать заслуженную награду. Также абсолютно невозможно определить и жанр представленных на конкурс материалов. Это тоже привлекло внимание жюри, тоже вызвало интерес.
Основатели «Общества Зрелища» – писатель, скажем шире, создатель текстов, Алексей А. Шепелёв и музыкант, поэт и, как сказано на сайте объединения, акционист Александр Фролов. В разное время к ним примыкали и другие творческие силы. Сами же они определяют свое творчество как «искусство дебилизма», «профанации», «радикального радикализма», а еще и совсем уже непонятно без специальных комментариев – «отгрибизма», «антикатарсиса»… Чтобы это понять, надо знать мифологию коллектива. А его история – уже сама по себе весьма провокационное художественное произведение. Как образец этических и эстетических воззрений этого необычного коллектива на стр. 7 нашей газеты приведен отрывок из романа Алексея А. Шепелёва. По форме это скорее эссе… Впрочем, мы уже зареклись говорить о жанровой принадлежности произведений «Общества Зрелища». На конкурс они представили несколько текстов и два аудиоспектакля. Они есть в Сети. Но и тут все возможные жанровые ограничения рушатся под напором неудержимой авторской фантазии.
В номинации «Нонконформизм-судьба» жюри назвало лауреатом поэта Мирослава Немирова, которому присудили премию с формулировкой «за громокипящую преданность и беззаветное мужество в служении андеграундному искусству, яркую и авангардную поэзию».
|
Первые девять жизней кошки еще такие.
И только потом, поговаривают, кошек начинают
вручать в качестве наград.
Фото Владимира Захарина |
Может, формулировка и не лучшая, ну так мы же и не Нобелевский комитет, тем более что у шведских академиков формулировки еще хуже. Поэт Мирослав Немиров – нонконформист от мозга костей до корней волос. От первого слова до последней прямоты. От стихов и рок-музыки до настоящего подвижничества в области исследования русской поэзии и всякого другого интересного прочего. От неба до земли. От товарищества мастеров искусств «Осумасшедшевшие безумцы» и рок-группы «Инструкция по выживанию» до книжек и альманахов. Он пишет, выступает, издает, и это почему-то всегда не в ногу и не в струю. Точнее, в ногу со временем, но не в струю с общественным строем. Или наоборот. В общем, как раз то, что надо. Прямо вот в полном соответствии с интересами общественного строя. Только общество такое или развалилось три тысячи лет тому назад, или еще не построено. Потому и интересно.
У Немирова, впрочем, все интересно. И сам он такой: большой, красивый, интересный, несгибаемый. Кстати, о несгибаемости. Спецпремию в этом году получил поэт Всеволод Емелин «за несгибаемую поэтическую позицию».
А по-другому о нем и не скажешь. Не рвался он никогда в нонконформисты. Равно как не рвался и в «агитаторы, горланы-главари». Ни славы и ни коровы. И уж тем более – ни тяжкой короны земной. Ему бы тихо работать и писать, чтоб не сильно отрывали, чтоб не больно за это били. Так ведь и отрывают, и бьют. А он как ванька-встанька, хотя и Сева. Поднялся, кротко улыбнулся и снова о своем. Иду, напевает, за первою утренней поллитрою…
Несгибаемый. Такая уж у него поэтическая позиция.
|
Читайте, девушки, нонконформистов,
не пожалеете. Теодор Руссель.
Читающая девушка, 1887. Лондон, галерея Тэйт |
Хотя и жалуется, конечно. Я уже, врет, не тот, что раньше, хуже, обманывает, пишу, чем раньше. Ничего, Всеволод Олегович, ничего. Раньше и премии-то не было такой – «Нонконформизм». А сейчас, смотрите, есть.
В данном номере «НГ-EL» собраны отрывки (увы, часто не те, что больше понравились, а те, где меньше мата; все тексты даются в авторской пунктуации и орфографии) из присланных на конкурс произведений всех финалистов. Всей чертовой дюжины. То есть тринадцати. Так что открывайте номер и – читайте. Читайте, девушки, нонконформистов. Не пожалеете.
На этом можно было бы и закончить, но хочется сказать еще несколько слов об иллюстрациях. Портреты Емелина и Немирова вполне, кажется, уместны – они лауреаты. Кошки тоже. Нет, кошки не лауреаты, но кошки – это награды. А читающая девушка, спросите? Ну, во-первых, девушка читает. Наверняка стихи какого-нибудь нонконформиста. А во-вторых, разве такая девушка – не лучшее в мире зрелище? Тем более что – ходят такие слухи – вручать одну из наград будет девушка, одетая схожим образом. Хотя вряд ли, конечно. А вдруг?