0
2291
Газета Интернет-версия

11.04.2013 00:01:00

Биржа и пьедестал

Тэги: вопросы театра, журнал


вопросы театра, журнал

Вопросы театра. Proscaenium. 
– М.: Государственный институт искусствознания, 2012. – 352 с.

Выпускаемый Государственным институтом искусствознания журнал «Вопросы театра» имеет нумерацию и текущую, и «сквозную». Нынешний номер – 3–4-й за прошлый, 2012 год, а если «итого» – так уже 12-й.
Осенью прошлого года, когда академические институты один за другим отчитывались в Минкульте, тогдашний директор института искусствознания Дмитрий Трубочкин принес с собой, как Маяковский, все сто томов, правда, книжки все его были – в  отличие от Маяковского, чем гордился поэт, – совершенно беспартийными. Академический фарфор, академическая история русского искусства – книги все толстые, тяжелые, весомые во всех смыслах. Как и положено академическим трудам, «Вопросы театра» – журнал, по своей внутренней организации, пожалуй, восходящий даже не к советским академическим журналам, а к дореволюционным, в них страстность рассуждений о свежих спектаклях, не обязательно премьерных, и актерах, которые вышли в этом спектакле на сцену, мирно соседствовали с какими-нибудь историческими изысканиями: интерес к корням и истории сто лет назад был, нет сомнений, «в тренде».
Сцена из спектакля «Лир» Константина Богомолова.	 	Фото c сайта Театрального центра «На Страстном»
Сцена из спектакля «Лир»
Константина Богомолова.
Фото c сайта Театрального центра
«На Страстном»
Кстати, как раз в исторической, публикационной части нынешние «Вопросы театра» несколько даже проигрывают, к примеру, «Мнемозине», где каждый почти номер становится сенсацией, конечно, в узких театральных кругах. Зато в «Вопросах театра» бьется мысль – там, где речь о только что вышедших премьерах, и глубина экспертизы, содержательность размышлений не мешает эмоциональности почти каждого высказывания. Кто скажет, что это  не научный, не академический уровень? Одновременно – вряд ли еще какой журнал у нас сегодня имеется, который бы вызывал после каждого своего выпуска столько споров, обид, переживаний, случались уже и оргвыводы – как после масштабного анализа нынешних будней фестиваля и премии «Золотая маска». Важно, думается, и то еще, что «Вопросы театра» как бы возвращают нас к золотому веку советского театроведения, когда Борис Зингерман, Константин Рудницкий и другие великие «отслеживали» и откликались на текущие премьеры. Их статьи сопрягали театральную науку с почти что газетной, сиюминутной театральной критикой, поднимали газетный отклик на научную высоту, включали любой спектакль в контекст многолетних исканий русской сцены. Этого нет и для этого нет места в сегодняшних газетах, впрочем, в журналах – по преимуществу тоже, исключение – как раз «Вопросы театра». Режиссеры вряд ли рады, когда их ругают, – это как раз нормально, но как же важно, когда в сегодняшнем хоре критической клаки, одних возносящем (часто безо всяких на то оснований), других – ниспровергающем (часто  и тут без причин, часто – тех же, кого еще вчера поднимали на пьедестал, точно играя на бирже то на повышение, то на понижение), вдруг появляется текст Алексея Бартошевича «О тех, кто приходит нам на смену». В этой статье известного историка театра почти что интимные, для себя самого размышления о педагогической гитисовской поденщине сопрягаются с мыслями ученого о русском театре и его сегодняшних лидерах и аутсайдерах. Или – поэтический, белым стихом написанный манифест-размышления Клима, одного из самых главных экспериментаторов российской сцены, заслужившего авторитет опытом проживаемой жизни, честно – и в искусстве, и в жизни. Или заметки мейерхольдоведа Вадима Щербакова, или – петербургского театроведа Елены Горфункель. Момент, может быть, спорный, однако эти серьезные, а главное, аргументированные рассуждения о спектаклях Константина Богомолова, например, убеждают в том, что и в театре возможны вполне научные критерии и, следовательно, объективные выводы. Даже если все газеты (хотя и тут согласья нет) будут в едином порыве петь ему осанну и называть единственной надеждой русского театра. Жаль, главный редактор Вера Максимова остается в этом своем журнале редактором и только, все-таки многие ценят ее не только за умение вести долгие интересные телефонные беседы, но и за то, что и как она пишет.
Это – самые острые вопросы сегодняшнего русского театра, оказавшегося на распутье, не знающего толком, то ли упереться рогом и одним русским репертуарным театром только и жить, или – убить все, что осталось на его месте, и живое, и мертвое, отсечь одним-двумя ударами критических мечей и «ростить» дальше то, что так нравится некоторым, даже многим сегодня на европейских просторах. Это – разговоры о профессии, о критике, которым нигде в другом месте печатную полосу, тем более 10–20 страниц, никто не даст. Очень важные, поскольку критерии, условия существования сегодня не способствуют ни качеству, ни количеству…

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1267
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1115
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2135
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
956

Другие новости