0
4172
Газета Интернет-версия

04.04.2013 00:01:00

Танцы с пнями

Тэги: шавалиева, шушпанки, сказка


шавалиева, шушпанки, сказка

Сания Шавалиева. Шушпанки.
– М.: Спорт и культура–2000, 2013. – 264 с.

«Мистер Тон шевелил синими губами, хмурил серые брови, пытаясь узнать, что ужасного стряслось за последние сутки в тайге. Разбираться в докладе не хотелось. И без этих подробностей в душе жила тревога, что произошло отвратительное событие, перед которым вся могущественная сила тайги бессильна…» В сказке – как в жизни: проблемы, борьба за власть, могущество, экологическая катастрофа, любовь... А куда денешься? Жизнь складывается так, что литература для детей, сказки – жанр исчезающий. Издательства с большой охотой занимаются переизданием или покупают раскрученные и переводные бренды. А детские авторы нынче жмутся на литературных задворках.
Вот растает снег, соберутся они в Переделкине, на даче у дедушки Корнея, чтобы убедить детей, для которых они с таким старанием пишут, а еще больше, наверное, себя, что детская литература скорее жива, чем мертва. Что авторы – вот они, живые и невредимые, до них даже можно дотронуться рукой, и они при этом никуда не исчезнут.
А вот и книги их!
Сказочница из Набережных Челнов Сания Шавалиева с таким энтузиазмом оживляет неодушевленные предметы, наделяет потусторонний, то есть сказочный мир человеческими чертами, а мир человека – потусторонними, что разобраться сразу непросто. Чтобы прояснить ситуацию, главная героиня сказки Элис пускается в путешествие по тайге, а мы вслед за нею. Сама сказочница и не скрывает, что Элис – это прозрачный намек на Алису Льюиса Кэрролла.

Для счастья надо немного: всего 77 бантиков. 	Рисунок Ольги Беловой-Недовизий. Иллюстрация из книги

Впрочем, все остальные персонажи – «отечественного производства»: тополиха, медведи, мухи, шушпанки, кикимора… «Только предутренняя прохлада и морской дождь приносили облегчение внучке Кикиморы болотной – Кикирилле. Весенний озноб проникал во все поры ее организма, ветерок обдувал и добавлял дрожи…» Шушпанки – внучки Кикиморы болотной и Бабы Яги. Озноб, который сотрясает тело Кикириллы, – следствие борьбы за 77 бантиков. Обладательница 77 волшебных бантиков сможет безнаказанно творить зло. Противостояние добра и зла продолжается. Сания Шавалиева идет против современного мейнстрима в современной детской литературе. Она на стороне добра. Сказывается, видимо, провинциальность автора. И даже хозяин тайги, великий и ужасный Тон Мракович – герой положительный, несмотря на столь мрачное имя, которое отсылает к карикатурным и ходульным персонажам фэнтези. Шавалиева словно пародирует этих персонажей, прекрасно понимая, что время псевдоготики, в которой главное – фантазия автора без тормозов, прошло.
А что взамен? – спросит читатель.
А взамен – возвращение к русской сказке: «И очень хорошо!» – подумала Элис. Ее вдруг пригласил танцевать знакомый Пень. Он оказался хорошим кавалером…»
У Сании пляшут Пень и Березки.
А значит – сказке быть!

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1242
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1096
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2102
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
938

Другие новости