Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа/ Сост. и текст А.И.Ильф.
– М.: Ломоносов, 2012. – 200 с.
О том, что Илья Ильф увлекался фотографией, было известно и раньше. Небольшим тиражом выходил даже альбом его фоторабот. Однако новая книга гораздо шире освещает эту грань таланта популярного прозаика и драматурга. Россыпь замечательных фотографий сопровождает текст дочери писателя Александры Ильф.
В книге три раздела: «Москва», «Москвичи» и «Семейный альбом». В первом, собственно, собраны лучшие работы самого Ильи Ильфа. «В советской России 1920–30-х годов фотографией занимались многие журналисты и писатели…» – пишет Александра Ильинична. И дальше: «Ильф страстно увлекся фотографией на исходе 1929 года, и это, по словам его соавтора Евгения Петрова, задержало написание «Золотого теленка» на год. Александра Ильф очень точно называет фотографии своего отца «слепком времени, живой хронологией». На них запечатлена старая Москва – тогда уже уходящая, а теперь безвозвратно ушедшая. Увы, не помогают никакие реплики. В книге опубликована серия фотографий подрыва храма Христа Спасителя и его руин, запорошенных снегом; это настоящее падение гиганта… Есть интересные кадры, снятые изнутри Китайгородской стены… Вызывают трогательные чувства деревянные заборы Замоскворечья и весельные лодки возле Нескучного сада… Но есть и гордая новая Москва – та, которую сегодня еще можно узнать…
Илья Ильф и Евгений Петров на Гоголевском бульваре. Иллюстрация из книги |
В разделе «Москвичи» собраны фотографии Ильи Ильфа, Евгения Петрова, писателей из их окружения и членов их семей, сделанные их друзьями, многие из которых были профессионалами. Некоторые из них хорошо известны, другие публикуются впервые. Тут же – обложки первых изданий «Двенадцати стульев», «Золотого теленка» и других произведений, книги из библиотеки писателя. Илья Ильф и автор знаменитого «Зеленого фургона» Александр Казачинский одновременно увлеклись фотографией, и жили они в это время в одном доме на Соймоновском проезде – там поселились многие сотрудники газеты «Гудок». Александра Ильф замечает, что они «развлекались тем, что щелкали друг друга, и в нашем распоряжении оказались интереснейшие фотографии того и другого». Иногда они фотографировали друг друга прямо с балкона: Ильф Казачинского, снимал сверху вниз, а Казачинский Ильфа – снизу вверх. Там же, на балконе Казачинского Ильф сфотографировал Владимира Маяковского…
В третьем разделе, как явствует из названия, собраны фотографии из семейного архива писателя. Авторство многих работ установить уже невозможно. Однако на них – живая жизнь. Бытовые сценки, домашние посиделки. Мы видим любимых писателей в непринужденной обстановке. Вот так писались книги, которыми мы зачитывались и продолжаем зачитываться…