0
2096
Газета Интернет-версия

29.11.2012 00:00:00

Окно в жизнь

Тэги: поэт, память, чтения


поэт, память, чтения Вадим Банников вспоминает Анну Горенко (Карпа).
Фото Регины Соболевой

15 ноября в Литературном музее открылась новая страница биографии тех, кого уже нет с нами: состоялись литературные чтения, посвященные памяти поэтов, ушедших из жизни молодыми в 90-е и нулевые. Название «Они ушли, они остались» прекрасно отображает цель, которую преследовали организатор мероприятия Борис Кутенков и поддержавшая идею Ирина Медведева: рассказать о жизненном пути и творчестве тех людей, которые сами о себе напомнить не могут. Энергетическим посылом была одноименная антология поэта и издателя Евгения Степанова, на выход которой литературное сообщество отреагировало именами других поэтов. Среди добровольцев, подготовивших выступления, были и те, кто знал этих людей лично, и те, кто выбрал имя из списка наобум. Дарья Верясова, например, узнала о герое своего рассказа Илье Тюрине, став лауреатом премии его имени.

Литературные чтения открывала вступительная речь поэта и критика Людмилы Вязмитиновой, в которой природа ранних смертей среди поэтов объясняется их непростой ролью посредников между обычным и метафизическим миром, разрушением границ между ними, отрицанием надуманных смыслов и поиском новых. Для Лермонтова, Рембо, Маяковского и многих других поэтов такая рискованная и напряженная миссия стала определяющей в судьбе, и именно это объединяет всемирно известных классиков с героями литературных чтений. Выступающие на вечере неоднократно протестовали против слова «доклад», и оно действительно звучало слишком формально для их рассказов, потому что информация о каждом из поэтов была в разной степени полной, их имена – в разной степени известными, а истории жизней – в разной степени трагическими и фатальными.

В связи с судьбой основателя Ордена куртуазных маньеристов Александра Бардодыма редактор журнала «Юность» Валерий Дударев озвучил мысль Есенина о том, что, обретя родину, становишься поэтом. Такую родину Бардодым обрел в Абхазии, несмотря на то что родился и учился в Москве. Во время грузино-абхазского конфликта поэт отправился защищать землю, которая его вдохновляла, и погиб, как бы подтверждая строчки из своего стихотворения о том, что «дух нации… в краю, где от крови багровы мечи,/ не ищет трусливых решений».

Точно так же трусливых решений не признавала Ольга Подъёмщикова. О ней рассказал поэт и культуртрегер Андрей Коровин. Жители Тулы знали ее как смелую журналистку, редактора, борца за права жертв политических репрессий, активную участницу Комитета солдатских матерей, и мало кто знал другую сторону ее самовыражения, направленную вглубь себя – ее поэзию. Кирилл Ковальджи не ограничился рассказом о Борисе Рыжем, вспомнив также Илью Кричевского, Марину Хлебникову, Нину Искренко, Владимира Морозова – всех тех, кого так же, как и Пушкина, убило отсутствие воздуха.

Живо воссоздала образ Андрея Туркина Света Литвак, вспомнив несколько неформальных кадров его жизни вроде приклеенного снаружи к зимней обуви меха. «Ведь медведи ходят мехом наружу. Значит так, должно быть, теплее», – и уже не поспоришь, хотя такой угол зрения доступен не каждому. Об Анастасии Харитоновой, выйдя из зала, без подготовки рассказала ее однокурсница, назвав поэтессу «большой черной седоватой кошкой» с тихим голосом и редким в наше время слогом поэзии XIX века. Трудно не вспомнить также стихи Евгения Хорвата и особую манеру их чтения наподобие псалмов, которую по просьбам гостей воспроизвел Владимир Орлов. Прозвучали также рассказы об Анне Горенко, Михаиле Лаптеве, Романе Тягунове и Алексее Капустине – самом молодом герое вечера.


Дарья Лебедева привезла из Смоленска воспоминания об Эдуарде Кирсанове.
Фото Елены Семёновой

Число умерших поэтов оказалось настолько велико, что чтения длились три дня, за которые, впрочем, тоже не удалось помянуть стихи и судьбы всех, чьи имена были в списках. Поэтому организаторы надеются в дальнейшем сделать чтения традиционными и проводить их раз в полгода. В Литературном институте им. А.М.Горького вечер получил особую, «семейную» тональность и побил все рекорды длительности. Среди поминаемых был Константэн Григорьев, о судьбе которого рассказал собрат по Ордену куртуазных маньеристов Андрей Добрынин, Галина Седых «воскрешала» события жизни певца возвышенных дворников Сергея Королева: «Я верю: это было в старину!/ И в то, что снова повернется детством/ Большая жизнь: я запросто стряхну/ Невинную задумчивость младенца,/ И повторится вечное кино,/ Где бабушка с седыми волосами/ И после жизни мы в свое окно/ Из смерти в жизнь заглядываем сами».

Третий день в Библиотеке им. М.Ю.Лермонтова прошел в потоке неожиданных столкновений и взаимосвязей. В отличие от Михаила Свищева, рассказавшего о неординарной биографии своего близкого друга Алексея Александрова, Александр Евсюков поведал о судьбе незнакомого ему лично однофамильца – Павла Евсюкова. Дарья Лебедева специально съездила в Смоленск, чтобы собрать сведения о кумире студентов I курса Лита, «нескладном Гамлете» Эдуарде Кирсанове. Выступление Андрея Чемоданова вообще вывело слушателей за рамки замкнутых поэтических клеток: он набросал образ поколения – бедствовавшего, недоедавшего, но создавшего свой особенный мир и систему поэтических измерений. Ирина Каренина столь глубоко прониклась стихами поэта из Саранска Сергея Казнова, с которым ей довелось познакомиться за пять дней до его смерти, что искренне жалела, что не может донести до публики все поразившие ее стихи: «Мы не умрем. Дорога моей души,/ Рельсовый путь волнений, нелепых ссор!/ Сердце мое – наполненный всклень кувшин –/ Не расплескает качка твоих рессор./ Мы за пределом полуночной полосы./ Кончилась летняя ночь, настает рассвет./ Громко стучат прожорливые часы, /И мы с тобой умираем, а смерти нет».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
965
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1131
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1571
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1272

Другие новости