0
1868
Газета Интернет-версия

15.11.2012 00:00:00

С перебитым крылом

Тэги: маминсибиряк, юбилей


мамин-сибиряк, юбилей Ну настоящий же Сибиряк...
Фото 1912 года. Из Полного собрания сочинений Дмитрия Мамина-Сибиряка

Не все уже помнят, но мы не забудем. СССР, глухой застой, диссиденты стонут от тоталитаризма, теленок бодается с дубом, все пьют, чтобы забыть про то, что они пьют и отчего и почему они пьют, и лишь один луч света в темном царстве демократического централизма: Евгений Сазонов. Евгений Сазонов, душелюб и людовед, автор «романа века» «Бурный поток». Персонаж юмористической страницы «Клуб 12 стульев», этакий советский Козьма Прутков, плод коллективного творчества тогдашних сотрудников «Литературки».

Между тем не всем известно, что роман с таким названием существовал задолго до того, как был придуман Евгений Сазонов. И автор «настоящего» «Бурного потока» (1886) – писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912), у которого в эти дни две круглые даты. Первая – 160-летие со дня рождения (6 ноября), вторая – 100-летие со дня смерти (как раз сегодня).

* * *

Вообще случались странные сближенья в советской и досоветской литературах. Даже мало интересующийся книгами человек с ходу скажет, кто автор «Василия Теркина». Хотя первым «Теркиным» стала отнюдь не поэма Твардовского, а роман «Василий Теркин» Петра Дмитриевича Боборыкина, написанный в 1892 году. Тоже эпическое, надо сказать, полотно – уже с первых строк понятно: «Зaсвежело нa пaлубе после жaркого июльского дня. Пaроход «Бирюч» опaсливо пробирaлся по узкому фaрвaтеру между знaчкaми и шестaми, вымaзaнными в белую и крaсную крaску.

Нa верху рубки, под нaвесом, лоцмaн и его подручный вглядывaлись в извороты фaрвaтерa и то и дело вертели колесо руля. Спрaвa и слевa шли невысокие берегa верховьев Волги пред впaдением в нее Оки. Было это зa несколько верст до городa Бaлaхны, где прaвый берег нaчинaет поднимaться, но не доходит и до одной трети крутизны прибрежных высот Оки под Нижним...»

Правда, боборыкинский «Теркин» в истории не остался, а его автор прославился разве что тем, что ввел в массовый оборот слово «интеллигенция».

Но вернемся к юбиляру. В жизнь не одного читательского поколения Мамин-Сибиряк вошел как детский писатель и для многих так и остался в первую очередь автором «Аленушкиных сказок»: «Сказки про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказочки про Козявочку», «Сказки про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост» и т.д. И, конечно, особняком стоящей «Серой Шейки», над которой в разное время было пролито столько малышовых слез. Помните, да?

«Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далекий путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст... Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей, – вообще было о чем серьезно подумать…»

Уточка по имени Серая Шейка с перебитым крылом не смогла улететь со всей стаей на юг и осталась зимовать на реке, а вокруг ходила лиса и облизывалась, ожидая, когда водоем затянет льдом и можно будет Серую Шейку слопать. Птичку было очень-очень жалко, но под самый занавес появлялся старичок-охотник и спасал утку. По сказке снят замечательный советский мультик. И у Вероники Долиной есть протяжная – как большинство песен Вероники Долиной – песня «Серая Шейка»: «Какие тут шутки,/ Когда улетает семья?/ Последствия жутки –/ Об этом наслышана я./ Судьба не копейка!/ Мне попросту не повезло./ Я Серая Шейка, –/ И мне перебили крыло…» с надрывным финалом: «Я Серая Шейка!/ Пускай меня лисы съедят».

* * *

И все-таки опять вернемся к Мамину-Сибиряку. Вообще-то писал он в основном не для детей, а для взрослых. И путевые очерки, с которыми вошел в литературу. И 15 романов, из которых сейчас помнят лишь один – не «Бурный поток» (другое название – «На улице»), а «Приваловские миллионы». Сага о закате известной уральской династии промышленников Приваловых, о том, как по России XIX века уверенной поступью шагал капитализм. Кто не читал, мог видеть полный страстей советский одноименный фильм Ярополка Лапшина с Леонидом Кулагиным, Людмилой Чурсиной, Людмилой Хитяевой, Владиславом Стржельчиком, Евгением Евстигнеевым и другими звездами.


Я Серая Шейка, пускай меня лисы съедят.
Фото Екатерины Богдановой

В жизни самого писателя страстей тоже хватало. Родился Дмитрий Мамин (литературный псевдоним Сибиряк добавился гораздо позже) в уральском поселке в семье священника. Учился в школе для детей рабочих, духовном училище. Потом в духовной семинарии, Петербургской медико-хирургической академии, на юрфаке Санкт-Петербургского университета. Из-за безденежья и плохого здоровья (заболел плевритом) ничего не окончил. Много работал после смерти отца, чтобы кормить-учить братьев и сестру. Первый брак закончился разводом. Вторая жена умерла через год после свадьбы, осталась больная дочь Аленушка (отсюда и «Аленушкины сказки»). В неполные 60 у Мамина случилось кровоизлияние в мозг, паралич, вернулся плеврит, и 15 ноября 1912 года писатель скончался в Петербурге, где и был похоронен на Волковском кладбище.

* * *

Нельзя сказать, что он «незаслуженно забытый». Прежде всего потому, что совсем не забыт. Его судьба сравнима, например, с судьбой Антуана Франсуа д’Экзиля Прево (1697–1763). Прево же уйму всего понаписал, а знаменит только повестью «История кавалера де Грие и Манон Леско», которая и отдельной-то повестью не вполне является. Хотя, скажем, Википедия пишет: роман «Манон Леско». На самом деле, если не ошибаемся, повесть про Манон Леско вышла отдельным томом романа «Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света». Прево как раз и писал такие многотомные романы. И вот в один из них отдельной главой вошла повесть, изумившая мир, оставившая аббата Прево в литературе.

Да, остался он в ней одной только Серой Шейкой, одной только Манон Леско. Но ведь остался, повесть до сих пор ставят и экранизируют. Кому-то более всего нравится Маргарита Терехова в «Зеркале», а кому-то все-таки в телеспектакле Виктюка про Манон.

Так и Дмитрий Мамин – классический русский писатель с простой и тяжелой, но счастливой судьбой. Да, одна «Серая Шейка», но все же плакали. Да, лишь «Приваловские миллионы», но сильная же вещь и знаменитый фильм.

А мог бы ведь и до 70 дожить. Тогда б вертела его и революция, и Гражданская, и возможная эмиграция. Если б драпанул за границу, так и никакой Серой Шейки могли бы не знать советские дети. Появился бы в перестройку, мелькнул бы «Приваловскими миллионами» и парой статей о нем, да и сгинул бы навсегда и в никуда.

И последнее. Серая Шейка, конечно, не москвичка. И ее слопала-таки лиса. Но раньше и московские утки улетали. А теперь – нет, не улетают. Потому что речки московские не мерзнут, зачем лететь? А если – дай бог, конечно, – вернутся нормальные зимы? Если перестанет город убивать реки и вернется лед? Тяжело будет нашим уткам, что привыкли уже тут зимовать. И которые умеют разве что покинуть Химкинское водохранилище и отправиться к реке Сходне. Впрочем, если климат победит город, то лисы уткам не страшны. И люди покормят. Утки-то давно уже городские, за штанины хватают, требуя корма.

Так что, помним мы тебя, Серая Шейка. И Манон Леско.

А жизнь несет – не приваловские, а бог его знает чьи – миллионы и миллиарды бурным потоком в Новую Москву. Почитайте вы лучше, товарищи, Дмитрия Мамина-Сибиряка, и не только «Серую Шейку», а какой-нибудь совсем неизвестный вам роман, он очень толково писал, Дмитрий Мамин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
931
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1486
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1549
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
1313

Другие новости