0
4770
Газета Интернет-версия

01.11.2012 00:00:00

Гойку на койку завалит

Тэги: хазарский миф, шнирельман


хазарский миф, шнирельман

Виктор Шнирельман. Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки.
– М. – Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2012. – 312 стр.

Хазары – отправная точка для отношений русских с «нерусскими». Они – первый враг Руси из «Повести временных лет». Язычники-варяги русский народ из разрозненных вятичей-кривичей создали, а иудеи-хазары его порабощали. Такова общая мудрость, доступная дилетантам.

Из этой мудрости произрастает много всякой конспирологии, еще более доступной, – так называемый хазарский миф. Ученый-востоковед Виктор Шнирельман взялся его разоблачить. Начинает он издалека – от отношения к хазарам в дореволюционной России. Правда, знаменитую пушкинскую балладу об Олеге и «неразумных хазарах» он никак не разбирает – а зря, уже в наше время по ней написал блестящий парафраз Лев Лосев «ПВО» – «Песнь Вещему Олегу», посвященная также «тысячелетию Руси, Артуру Кёстлеру, Л.Н.Гумилеву, А.С.Пушкину, коню и змее» с ее провидческими строками «…Пусть смотрит истории жалящий взгляд, как Русы с Хазарами рядом сидят».

Там, где поэт иронизирует и ерничает, Виктор Шнирельман принимает все всерьез. Главная его заслуга – обстоятельное изложение и рассмотрение даже третьестепенных писаний по хазарско-еврейскому вопросу. Число этих писаний, как мы узнаем, сильно умножилось в позднесоветское и постсоветское время, что и заставило ученого взяться за перо. Но не будем заскакивать вперед.

До поры до времени хазары с их иудейской верой мало волновали российскую и советскую публику, и об их роли в истории писали сравнительно объективно и спокойно. Экзотики добавляли лишь историки-караимы, которые видели в них своих предков, претендуя (и вполне успешно) на иное, чем к евреям, к себе отношение – что при царях, что при Гитлере. Шнирельман выделяет переломную точку в «хазарском вопросе» – 1951 год, когда работы признанного специалиста по истории Хазарии Михаила Артамонова подверглись суровой критике, санкционированной сверху. Подробное разъяснение тогдашней «дискуссии», результатом которой стал оголтелый «антихазаризм» официальной науки в СССР, – бесспорная заслуга автора. Шнирельман показывает, как на критике Артамонова поднялся такой историк, как Борис Рыбаков, и как самому Артамонову пришлось наступить на горло собственной песне и покаяться в мнимых прегрешениях, впрочем, сохранив лояльность к любимым хазарам и в своих статьях о них даже для энциклопедии умудрявшись писать без поношения.

Хронологически следующим героем, точнее антигероем, Шнирельмана становится Лев Гумилев, для которого он не жалеет черной краски, сравнивает открыто с идеологом нацизма Альфредом Розенбергом и т.д. В шнирельмановской версии Гумилев упертый антисемит самого худшего пошиба, виновный в раздувании хазарского мифа в современной России. Конечно, Гумилев ученым в полном смысле слова не был. Он являлся кем-то вроде Фрейда – автором успешно продаваемых мифологем. «Пассионарность» пошла в оборот особенно успешно. Но сводить этого несчастного человека, с детства брошенного матерью, с расстрелянным отцом, попавшего уже в юности под жернова тоталитарной системы и вышедшего из лагеря только в 44 года, к образу примитивного юдофоба а-ля Гитлер или Розенберг было бы неверно.

Большую часть книги занимает дотошное рассмотрение всевозможных публикаций и теорий бесчисленных маргиналов национал-патриотического поля русской общественной мысли. Диву даешься – сколько умудрялись разные авторы протаскивать в советские подцензурные времена в своих книжках. Популярную в свое время «Русь изначальную» Валентина Иванова, например, Шнирельман рассматривает именно в ракурсе поиска скрытых антисемитских коннотаций в связи с упоминанием хазар. Я, когда читал этот роман ребенком и восхищался им, конечно, ничего подобного не замечал, как и, наверное, большинство читателей того времени. Но сегодня я склонен соглашаться со Шнирельманом – очень многое в те времена протаскивалось между строк.

После горбачевской перестройки, когда цензура пала, «хазарологи» расплодились без счету, но автор пытается их все же сосчитать. При этом он не ограничивается Россией, а выделяет особую главу Украине – равноправной наследнице Киевской Руси, где антихазарская (по Шнирельману, читай – антиеврейская) идеология также в чести. Конечно, автор не проходит мимо таких нашумевших в свое время событий, как выход книжки Артура Кестлера «Тринадцатое колено» (ненаучной и нарочито провокационной) или попытки установить скандальный памятник тому же Святославу работы Вячеслава Клыкова.

При всей широте использованного материала книга «Хазарский миф…» оставляет двоякое впечатление. Автор взялся за непосильную задачу – одновременно провести и исследование мифа, со вполне академическим подходом, и разоблачить его, выступая как публицист, использующий всякого рода пропагандистские клише.

Но в любом случае можно быть уверенным – хазарский миф в общественном сознании – это всерьез и надолго. И тема эта – благодарная для исследователя. Слова Лосева из его стихотворения: «То гойку на койку завалит хазар, то взвоет под гоем хазарка: «Ой, батюшки светы, ой, гой ты еси!» И так заплетаются судьбы Руси» – будут актуальны, наверное, пока стоит Русь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
919
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2723
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1862
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1473

Другие новости