0
3048
Газета Интернет-версия

07.06.2012 00:00:00

Дрожит вокзал от пенья аонид

Тэги: железная дорога, литература, антология


железная дорога, литература, антология

Железная дорога в русской литературе: Антология/ Авт.-сост. С.Дмитренко.
– М.: ИД «Железнодорожное дело», 2012. – 256 с.

В ноябре 2012 года исполнится 175 лет со дня открытия первой российской железнодорожной линии, соединившей Санкт-Петербург и Павловск. К этой внушительной дате выпущена в свет антология «Железная дорога в русской литературе», составленная прозаиком и историком литературы Сергеем Дмитренко.

Магия стальных магистралей не только изменила ритм жизни и пространственно-временной континуум русского человека. Она породила богатую по своим краскам и внутренним переживаниям литературу, задала некий новый литературный тренд, о котором напряженно размышлял Писемский. Писатель (его наблюдения передал Николай Лесков в рассказе «Жемчужное ожерелье») сетовал на то, что человек проезжает много, но скоро и безобидно. А бывало, замечает Писемский, как едешь «на долгих», в общем тарантасе, сколько разнообразия насмотришься: «И стоят они в тебе густо, точно суточная каша преет, – ну, разумеется, густо и в сочинении выходило; а нынче все это по-железнодорожному – динь-динь-динь и готово».

Особенно поражала на первых порах художников слова скорость передвижения, не сопоставимая даже с удалой тройкой. Не случайно Алексей Жемчужников выстреливает стихотворной строкой: «Время – вперед, а пространство – назад». Хотя сегодня, когда ритмы жизни возросли, нам этот восторг не очень понятен. Поезд, даже если это «Сапсан», скорее остается местом для медитации и расслабления, погружения в себя и природу, рабочим кабинетом, наконец, чем опасным, захватывающим дух аттракционом.


Магия стальных магистралей.
Фото Александра Курбатова

Впрочем, сравнить мирочувствия современных авторов и старых мастеров читателю антологии будет не совсем просто: издание ограничено произведениями, написанными не позднее 1920-х годов. Вероятно, собирание нового сборника с прозой и поэзией последующих десятилетий оставлено на перспективу, которая скорее всего пока что затуманена неотрегулированностью законов об авторских правах. А в настоящую антологию вошли произведения писателей и поэтов XIX – начала ХХ века, за гонорарами которых уже не охотятся наследники.

Кого здесь только не встретишь! И известные авторы, такие как Афанасий Фет, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лесков, Александр Блок, Антон Чехов, Аркадий Аверченко, Александр Куприн... И менее известные – Нестор Кукольник, Василий Слепцов, Лев Мей, Владимир Бенедиктов, Пантелеймон Романов… И позабытые ныне – вроде Василия Комаровского. Разнообразны и жанровые формы представленных произведений. Здесь собраны и очерки, и рассказы, и путевые заметки, и фрагменты больших прозаических полотен. Стихи также разнятся по тональности и по масштабу – от «Эскиза» Игоря Северянина до хрестоматийной «Железной дороги» Николая Некрасова и апокалиптических шедевров Максимилиана Волошина. И все эти тексты дополняют друг друга, перекликаются между собой, составляют цепочку единого целого. Об этом, к слову, говорит автор-составитель в предисловии: «Нашей целью было собрать такие произведения русской литературы XIX – начала ХХ веков, в которых наиболее ярко, художественно убедительно представлен образ железной дороги и всего того, что с ней связано в течение многолетнего развития. Ведь призывать любить железную дорогу не надо. «Ничего не поделаешь – тянет в дорогу», как справедливо поется в одной железнодорожной песне. Но переживание тех железнодорожных историй, которые помещены в этой книге, сам ритм стихотворений, воспевающих железную дорогу, создают у нас необходимое чувство самопознания и познания мира, в котором мы живем».

Конечно, можно посетовать, что далеко не все достойные произведения, посвященные чугунке, вошли в антологию. Например, замечательное стихотворение Федора Глинки «Две дороги» сюда не попало. Но, как говаривал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное (и у него есть своя точка зрения на железнодорожный прогресс). Важно другое: с первых лет своего существования железная дорога стала источником вдохновения многих художников слова. И плоды этого вдохновения с любовью собраны под одной обложкой и теперь доступны заинтересованным читателям.

Не посрамит грядущий юбилей и облик издания. Книга вышла в подарочном варианте: на прекрасной бумаге и с замечательными иллюстрациями художника Рустама Садретдинова. И притом с биографическими заметками о каждом авторе и с комментариями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
903
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1058
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1470
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1188

Другие новости