Сергей Шаргунов. Книга без фотографий.
– М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 224 с.
Ура! Сергей Шаргунов наконец-то обрадовал нас новой книжкой. Ее, между прочим, весьма благосклонно встречали по всей стране. Причем к жанру «нон-фикшн» она причисляется довольно условно. Автобиографические эссе, собранные здесь под одной обложкой (с рисованным портретом автора), вполне смахивают на задиристый, легко узнаваемый по сумме приемов худлит.
Шаргунов – человек вспоминающий, человек помнящий. В каждом зримом, почти акварельном рассказе «Книги без фотографий» – эпизод из жизни, искаженный сильной художественной оптикой. В каждом эпизоде, похожем на фотовспышку памяти, у героя/автора при разных обстоятельствах пропадают фотографии. Этот композиционный прием вкупе с образом неутомимого и яркого юноши Шаргунова делает книгу цельной и по-новогоднему загадочной.
Вот он танцует статистом в клипе, вот уворачивается от пули в Южной Осетии, вот участвует в киргизских беспорядках, вот мальчиком служит алтарником у папы-священника... Царские мощи, студенческая тяга к бунту, прогулки по грозным военным «точкам».
Писатель Шаргунов выстраивает свою биографию талантливо, эмоционально, с напором и неистовостью. Впрочем, тон у книжки в результате получается не столько эпический, сколько сентиментальный.
Политическая актуальность и социальная острота ее перебивается вечным ощущением юности, тем самым жизнетворчеством столетней давности.
Что важно, в этом жизнетворчестве нет никакой искусственности, фальши, надуманности. Правда и выдумка у Шаргунова взаимозаменяемы и равно аутентичны. Поэтому и жанр этой книги определить трудно. Зато качество – очень легко.
Качество – высокое.