Анна Аркатова – с цветными шариками и дедушкиными письмами.
Фото автора
В клубе «Дача на Покровке» прошел вечер поэтессы Анны Аркатовой, посвященный ее личной переписке с дедушкой. «Все непрочитанные письма. Сентиментальные чтения» – это не просто подборка посланий внучки Анны и ее дедушки, а целое действо, трогательный спектакль, поставленный режиссером Сергеем Казарновским.
Трудно не согласиться с высказыванием философа Джорджа Сантаяны о том, что семья – один из шедевров природы. Однако уход традиционных ценностей является неизбежным, но очень грустным фактом, как отметил представитель «Культурной инициативы» Юрий Цветков в начале вечера. Вечер Анны Аркатовой возник из желания собрать воедино семью, воспоминания о ней, вернуться хотя бы ненадолго в прошлое, минуя пространственные и временные границы. Ностальгическое, сентиментальное настроение, желание поэта поделиться сокровенным неизбежно затронуло важный пласт жизни каждого – детство.
В гостиной «Дачи┘» погашен свет, в свете проектора на экране сменяют друг друга фотографии из семейного архива Анны Аркатовой, рукописные отрывки из писем дедушки, присланные из Риги. Перед выходом поэтессы звучит аудиозапись одного из посланий на французском языке. «Дедушка хорошо говорил на французском, – после поделилась поэтесса, – и каждый год перечитывал «Войну и мир». Когда два года назад отец Анны передал ей эти письма, она поняла – главный роман жизни ею уже пережит.
Первое письмо из Риги Анна получила в год, ее родители старались поддерживать связь поколений, читали дочери вслух эти весточки от дедушки и сами отвечали. Но позже переписка перешла из ранга семейной в личную. Девочка оттачивала свое литературное мастерство именно здесь: вначале ее письма пестрели рисунками, потом откровениями, почти философскими размышлениями.
Наивность, прямолинейность в высказываниях, душевность отличает представленную Анной Аркатовой переписку от ненастоящей, стилизованной прозы. Все письма написаны без оглядки, не на публику и подкупают своей искренностью и правдивостью чувств. Всплывают образы советского времени типа поролоновой белочки, волчка-юлы, ласково-уменьшительные подписи «твой дедушка Симуша», обращения к Аннушке со множеством эпитетов с нежностью подобранных, бытовые сцены из жизни – и рождается уютный, полный заботы и любви мирок, в котором порой приятно погостить.
Анна Аркатова и Сергей Казарновский во время чтения писем словно играли со светом: лампа зажигалась то за одним столом, то за другим, акцентируя внимание то на переживаниях девочки, то на наставлениях, рассказах дедушки. Со стороны поэтессы приоткрыть завесу семейных отношений определенно смелый шаг. Ее курьезное, по-детски наивное стихотворение, написанное в 10 лет и отосланное в «Пионерскую правду», разобранное дедушкой, хорошо иллюстрирует это. Анна: «Светит солнце над мирным Вьетнамом/ Не гремят уж снаряды во мгле/ Пусть всегда/ Это солнце сияет/ На огромной Вьетнамской земле». Дедушка: «Стихи правильные, но снаряды не гремят, а рвутся, разрываются, гремят пушки, и так созвучнее. Вьетнам маленькая (по азиатским масштабам) страна. Поэтому огромную землю заменяем на свободную вьетнамскую землю. Остальные изменения в этом стихотворении вызываются улучшениями созвучий и размера стиха».
Воспоминания о дедушке для Анны – важный, необходимый для полноценного существования базис, которым нельзя пренебречь, «камень», который «держит у берега», «чтоб он не ушел из-под ног», когда больше ничего не помогает, чтобы не «уплыть из дома,/ Мимо почтового ящика/ Делая вид, что берега не существу┘»