Анатолий Постолов. Речитатив.
– М.: Время, 2011. – 432 с.
ОБЕСПЕЧЕННОЕ ЛОНО
В романе дана богатая палитра человеческих судеб. Все герои разные, они и привлекают, и отталкивают, потому что они и симпатичные, и добрые, омерзительные и жалкие. Автор пытается понять, что же движет поступками людей: сложившийся алгоритм их существования? Различие в нравственных ориентирах?
Анатолий Постолов описывает своих героев психологически точно и тонко. Иногда буквально одной-двумя чертами. Вот первое впечатление от главного героя: «Мужчину звали Юлиан. Он был средних лет. Невысок. Крепко сбит. Его обгоревший на солнце круто закатанный лоб с глубокими залысинами сиял непревзойденной гаммой оттенков от палевого к малиновому, чем-то напоминая лбы патриархов и святых на картинах старых мастеров; впрочем, чуть плутоватые светло-серые глаза и постоянная ироничная усмешка в углах губ возвращали этот образ в земное и хорошо обеспеченное лоно». Сцены приема пациентов Юлианом, психотерапевтом, невозможно читать спокойно – столько в них и лирического, и комического, и драматического.
Сюжет настолько динамичен, события так захватывают читателя, что книга читается просто-таки на одном дыхании. Но было бы неправильным думать, что роман сродни детективу по сюжетной напряженности. Автор мастерски «перемежает» динамичные события с пейзажными зарисовками; он показывает, какие интеллектуальные «схватки» происходят между теми или иными героями и т.д. Вот, например, как начинается первая глава – «Дуэт». «Машина появилась из-за холма, как желвак на анемичной мышце больного. Это был двухдверный ярко-красный «Мустанг» со сферическими никелированными колпаками, слегка потускневшими от дорожной пыли. Шустрый бурундучок, перебегавший в этот момент дорогу, так и присел, парализованный видом катящегося на него монстра. Машина притормозила, и клаксон выдал короткую саксофонную руладу. Бурундучка как ветром сдуло с дороги».
Очень богат образный строй речи автора. И хотя выше уже приведены метафорически насыщенные высказывания, приведем еще одно: «Резкий порыв ветра мощным арпеджио промчался по листьям┘» Постолов вообще очень часто использует термины музыки, изобразительного искусства, театра, что позволяет ему более тонко отразить те или иные события, эмоции героев, проникнуть в душевные глубины их.
Идалия Сосинская