Постоянная участница Маяковских чтений Анна Шулик знает, что такое слов набат.
Фото Наталии Мушкиной
В последнее воскресенье лета у памятника Маяковскому на Триумфальной площади собрались молодые люди и начали┘ декламировать стихи. Так начались 13-е Маяковские чтения.
Традиция чтения стихов на Триумфальной (а когда-то площадь по праву называлась Маяковской) появилась одновременно с самим памятником, на открытии которого в 1958 году на сцену поднялись поэты Андрей Вознесенский и было решено собираться там регулярно. Такие встречи стали своеобразным философским, литературным и политическим клубом под открытым небом, трибуной для свободомыслящих людей того поколения. Владимир Осипов, Владимир Буковский, Юрий Галансков, Эдуард Кузнецов – вот имена идейных вдохновителей поэтических вечеров на Маяковке. Однако власть отнеслась к таким собраниям как к «рассаднику диссидентов и антиобщественного поведения», и в 1961-м чтения прекратили существование.
«Я знаю силу слов, я знаю слов набат/ Они не те, которым рукоплещут ложи/ От слов таких срываются гроба/ Шагать четверкою своих дубовых ножек» – это бунтарь и глашатай революции Владимир Маяковский незадолго до смерти уже заглядывал в вечность. Гениальный провидец, он точно знал, что его набат настигнет слух будущих поколений, но знал ли он, что спустя почти век, в 2009 году, руководитель творческого объединения «К-Фронт» Матвей Крылов и молодые поэты возродят славную традицию Маяковских чтений? Так или иначе, каждое последнее воскресенье месяца Триумфальная площадь заполняется молодежью, а звонкие молодые голоса слышны уже по всей Москве. «От Чистых прудов до Яузы/ Сгорает в огне вечер/ Старый немецкий маузер/ Не дает осечек» – взметает кулаки в небо у подножия памятника Борис Булгаков. Его сменяет хрупкая, но настроенная, кажется, еще решительнее Анастасия Аксенова: «Алчность, агрессия, злоба/ Душу изранят как лед/ Каждый убил в себе бога/ И верит – ему повезет...» Их оружие – слово и нечеловеческий надрыв, а не модный глянец, они молоды и горячи – и уже только поэтому умеют заставить зрителя слушать, внимать каждому их слову. «Пока стихи несут боль и правду, – уверен участник чтений на Маяковке Даниил Полторацкий, – поэты будут именно здесь. Подножие памятника – это символ Свободной Рифмы, исповедальня для любого желающего, и ее не выменять даже на самый лучший концертный зал». Творческая молодежь верна своему слову, и, наверное, поэтому из небольшой тусовки никому не известных поэтов это мероприятие превратилось в литературное явление новой России, и интерес к нему среди профессиональных литераторов – и не только литераторов – растет. Так, помимо постоянных участников Анны Шулик, Даниила Полторацкого, Анастасии Аксеновой и многих других на Маяковских чтениях выступали поэты Данила Давыдов и Андрей Чемоданов, композитор Александр Маноцков, написавший музыку к фильму «Изображая жертву», актриса МХАТа Яна Иртеньева.
Кульминацией 13-х чтений стала презентация недавно изданного сборника стихов «Нате!», куда вошли лучшие стихотворения 13 авторов, в разное время выступавших на Маяковке. По мнению составителей книги, в России наконец-то появилась уличная поэзия. «Наше мероприятие не политическое, – уверяет Матвей Крылов, – но для кого-то, возможно, является частью его политической жизни. Судите сами: все участники молоды, они столько же романтичны, сколько и радикальны. Вот и получается у них «революция» через каждое стихотворение. Предыдущие поколения поэтов выполнили свою цель – они разбудили в человеке Человека. Решительного, честного и думающего. И теперь они, молодые и бестолковые, раз в месяц покидают свои офисы, пыльные квартиры и собираются под памятником Маяковскому, чтобы делиться своими стихами, чтобы слушать других».
И как знать, может, такие вот решительные таланты вскоре перекроят литературную карту России, и уже никому в голову не придет сомневаться в том, что поэт в России действительно больше, чем поэт.