0
1611
Газета Интернет-версия

23.06.2011 00:00:00

Плюшевые фуфельки и наногламурный пухряк

Тэги: москва, питер, лукас


москва, питер, лукас

Новый поребрик из бордюрного камня.
– СПб.: Комильфо, 2011. – 256 с.

Надо было бы, конечно, назвать заметки мои «Триста лет вместе», да поздно уже. И у писателя Солженицына был похожий заголовок, и у писателя Юрия Полякова. Куда мне до классиков? Тем более что уже и не триста, а больше. Сколько лет уже москвичи вынуждены терпеть существование Петербурга? Вот-вот, больше трехсот-то. Писательница Ольга Лукас выросла в Ленинграде, но уже достаточно долго живет в Москве. Поэтому пишет не только городские сказки и сказки про Золушек, не только сатирическую фантастику и гротеск, пишет она и серьезные краеведческие и философские книжки. Другое дело, что они тоже получаются очень смешными, но ведь и научными тоже. Много там, поверьте, совершенно научной науки и точных наблюдений истинного исследователя тайн и загадок природы. Другое дело, что питерцы на ее книгу скажут: фи, слишком москвичей хвалит. А москвичи, наоборот, возразят: фу, как-то слишком мало москвичей хвалит.


Московская ленинградка Ольга Лукас.
Фото Екатерины Богдановой

Однако обо всем по порядку.

Некоторое время тому назад писательница Ольга Лукас и художница Наталья Поваляева занялись сравнительным москвопетербурговедением. Выпустили книжку «Поребрик из бордюрного камня». Но оказалось, что сказанного и нарисованного ими не просто мало, а катастрофически мало. Пришлось снова писать и рисовать. Тем более что есть о чем писать и что изобразить. Москва и Питер неисчерпаемы. Москвич и питерец непредсказуемы, неподражаемы, непередаваемы, неразделимы и несовместны. Сплошная, как сказал бы ленинградский философ, диалектика, полная и абсолютная, уточнил бы московский наблюдатель, амбивалентность. Трансцендентно! – в ужасе закричал бы ленинградец. А, пустяки, всего лишь трансцендентально, – беспечно отмахнулся бы москвич.

Лукас пишет обо всем. Охватывает, так сказать, весь список, а поскольку он бесконечен, то пока существуют два столь любимых нами города, и книжка ее должна продолжаться и продолжаться. Лукас рассказывает о том, как москвичи и питерцы (далее М и П) любят любимый свой город, как они занимаются коллекционированием, как относятся к различным механизмам (а те, наоборот, к ним). О главных московских музах – Калории и ее подруге Сценарии и о главных питерских музах – Депрессии и Экскурсии. О социальных сетях. Про М: «Оказавшись в социальной сети, москвич сразу отмечает перспективы и возможности. Нужные люди – гляди-ка ты – тоже все здесь! Их следует зафрендить и очаровать». Про П: «Социальная сеть становится для питерца второй работой, а иной раз вытесняет из его жизни основную работу и даже саму жизнь. А вы попробуйте каждый день придумывать оригинальные и вежливые ответы на пятьсот однообразных сообщений! Перед тем как написать хоть что-то, питерец напряженно думает: не обидится ли кто-нибудь на эту запись? На его записи, впрочем, все равно обижаются...»

Нет, неправильно я цитирую. Теперь не буду говорить, о ком тот или иной пассаж, все равно сами легко угадаете. Итак, об одиночестве. Первый: «...сидит один дома лелеет свою неприкаянность». Второй: «...выходишь на улицу (или на бульвар) – и попадаешь в Вавилон». Ну правда ведь, нет нужды объяснять.


Питерец в разрезе.
Иллюстрации из книги

А еще Лукас пишет о том, как М и П избавляются от неприятного собеседника или заводят нового друга. О будущем. Об измерении младенца. О запасливом и экономном П и запасливом и экономном М. О том как девушка из одного города садится на диету, потому что в холодильнике нет ничего съестного. Найдя потом случайно в морозилке торт из мороженого, она «незаметно съедает все». А девушка из другого города «садится сразу на три диеты: безуглеводную, бессолевую и беспощадную». Чередуя их «с голодными разгрузочными днями». Пишет она о том, кто из П и М человек действия, а кто человек результата. О Городском Празднике. О свободном времени. О том, как М воспитывают, чтобы он не выделялся. И о том, как на П только смотрят укоризненно, страдальчески, когда тот выделяется. О «ты» и «вы», о тщательном обдумывании и взвешивании слов. О том, как правильно продавать плюшевые фуфельки и наногламурный пухряк. Или вот (мне очень нравится, но здесь я лучше просто раскавычу цитаты): в питерском филиале московской конторы нет очередей. Все вопросы решаются быстро и легко, словно бы играючи. В московском филиале питерской конторы все уже ушли домой. Или еще не пришли на работу. Или одни уже ушли, а другие не пришли. А человек, который может вам ответить на вопрос: во сколько же кто сюда приходит, – уволился еще год назад.


Москвич в разрезе.
Иллюстрации из книги

А еще Лукас рассматривает и исследует знаменитостей, ссоры, разговоры о сексе и сам секс («После хорошего секса питерец поет в душе. А москвич после хорошего секса поет в лифте»), критику («Если питерец что-то искренне хвалит – значит, сам он не сделает лучше, даже перепрыгнув несколько раз через себя. Если москвич что-то искренне хвалит – значит, сам он сделает лучше почти наверняка»), мечты, смерть, отдых («Питерец мечется среди автобусов и фотографирующихся туристов, стараясь не попасть под колеса к первым и в объектив – ко вторым. От прыткого москвича фотографы и автобусы шарахаются сами, но его сияющая улыбка все равно попадает во все объективы...»), жару, панику, художественную самодеятельность, городских животных (московских собак и питерских кошек) и птиц (вороны и чайки – в Питере, голуби и воробьи соответственно в Москве: «Москва не выбирала голубя – он сам прилетел и вселился. Москве милее воробьи...»), зависть, оптимизм, пессимизм, культуру («Если Петербург – это до сих пор культурная столица, то Москва – столица множества культур»), смысл жизни и проч. и проч.

Ближе к финалу Лукас описывает эпохальную встречу М и П. Оба готовились, старались не ударить в грязь лицом, один оделся как можно неприметнее, другой как можно вычурнее. И вот:

«Здравствуйте, добрый день, приветствую вас, спасибо, пожалуйста, не за что, будьте здоровы! – выкрикивает москвич на ходу, чтобы продемонстрировать прекрасное знание питерского наречия.

– Некогда, пошевеливайся, время не ждет! – выпаливает в ответ питерец...»

Все так. Хотя, быть может, описанные Лукас москвичи – скорее всего бывшие питерцы или того хуже (в смысле совсем уж из далеких, непонятных и неведомых городов), московские же, родившиеся в Москве москвичи как-то все больше на питерцев похожи. В любом случае и те и те – чудесные сказочные персонажи, живущие в еще более чудесных сказочных городах. У настоящих и жизнь хуже, и от городов любимых почти ничего живого не осталось. Осталось только Лукас читать, кудри наклонять, плакать от смеха и смеяться до слез.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
815
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1084
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
860
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
704

Другие новости