Стрелок андеграунда Андрей Орловский.
Фото Алексея Минченко
«Широко известный в узких кругах поэт» – эту характеристику без иронии заслужил поэт из Одессы Андрей Орловский, посетивший недавно столицу. Помимо новых стихов он представил книгу «Уметь стрелять», только что вышедшую в Украине. У 19-летнего поэта это уже вторая книга (первая вышла в 2007 году).
Орловский возглавляет творческое объединение «Бритва», выступающее за острое, актуальное и молодое искусство. На протяжении последних двух лет этот коллектив занимается организацией музыкальных фестивалей и литературных вечеров, делая упор на малоизвестных и самых сильных представителей современного андеграунда. За несколько лет существования «Бритва» обзавелась отделениями как в Украине, так и в России (в Москве творческое объединение возглавляет поэтесса Алена Францен), а их концерты отличают творческая бескомпромиссность и безграничная приверженность своему делу. Несмотря на официальное признание («Бритва» в отличие от множества подобных литературных объединений официально зарегистрирована как организация!), подопечные Орловского как в России, так и на родине не выходят из литературного подполья. Впрочем, по обе стороны российско-украинской границы вся поэзия несет на себе отпечаток андеграунда. Это искусство быть честным.
«Книга получилась темной, серо-черной, – рассказал поэт, – но сквозь все стихи слышатся гудящие кровавые удары моего сердца, и в конце концов этот пульс пробивается на обложку. Самое главное – книга получилась честной». И хотя некоторые стихи не лишены наивности, так свойственной 19-летним, они не оставляют читателя равнодушным. «Я знаю силу этого чувства/ под утро гаснут любые мечты/ ведь там, где заканчивается искусство/ начинаешься Ты». Искусство переходит в любовь, а любовь переходит в искусство, но поэт сознательно не проводит грань между ними и предлагает читателю отыскать ее самостоятельно. Непрерывный диалог с читателем – другая отличительная черта книги. Автор не замыкается на самом себе, наоборот, он делится самым сокровенным с читателем. «Пишу только тогда, когда есть что сказать, когда больше нет сил держать в себе, – признался Орловский. – Похоже, любовь – это и есть самое большое искусство». Орловскому хочется верить – и ведь веришь! А все потому, что в первую очередь он вытягивает из стиха наружу эмоции. «Наша жизнь – педантизм и эмпирика, лучше даже не знать/ И дни бесконечной дуэли с искусством минули/ Но талант в России по-прежнему должен уметь стрелять/ И в пистолете должно быть две пули».
Певец одесских окраин, Орловский умеет заставить зрителя себя слушать, обладая необходимыми для сцены драматизмом, собственной притягательностью и каким-то нечеловеческим надрывом. И хотя по образованию он математик, Андрей куда большее удовольствие получает от работы на сцене. На вопрос, откуда такое непреодолимое желание нести поэтическое слово в массы, он, не задумываясь, ответил: «Поэзия должна объединять, а единство – это, пожалуй, то, чего нам сейчас так не хватает».