0
1359
Газета Интернет-версия

03.03.2011 00:00:00

Любимая, запомнил только десерт

Тэги: роман, премии, читатель


роман, премии, читатель

Елена Эрикссен. Яблоко в тюрьме: Роман.
– М.: Навона, 2010. – 432 с.

По сути, перед нами криминальный роман. Убит губернатор. В Москве. Расследование, понятное дело. С разных сторон. Множество сюжетных линий. Одна из них – тоже в каком-то смысле расследование. Скажем так, «медицинское расследование». Болен ребенок – а болен, конечно, ребенок – модной (для западного кино) болезнью: аутизмом. Есть политические аллюзии, хотя довольно аккуратные.

Так что хотя тут и криминальный роман, но не из тех, что читают в метро или пригородных электричках. Такое читают в самолетах. На дорогих курортах. Даже, может быть, на втором этаже скромного личного жилья в каком-нибудь небольшом европейском княжестве. Роман Елены Эрикссен («...профессиональный журналист. В начале 90-х работала в культовом журнале «Столица», затем в холдинге «Совершенно секретно», была главным редактором журнала «Люди». В работе над этим романом, которая продолжалась четыре года, ее консультировал психолог, известный в Москве психоаналитик, автор популярных учебников по испанскому языку...), говоря другими словами, совершенно, мне кажется, западный. Еще и тем, что автор консультировался с различными специалистами.


А сумочка точно от Hermes...
Иллюстрация из книги

У нас чаще всего над романами не работают, их пишут. А работают редакторы в издательстве. И все равно не так, без привлечения «специалистов». Потому что времени – месяц, а не четыре года. Четыре года у нас есть только у гениев, но с ними, признаться, самими должны в большинстве случаев работать «специалисты». Сюжет для них, тоже сами понимаете, – хуже, чем закуска к водке. Гадость, мерзость, мракобесие, а скорее всего и разврат.

Плюс, чтобы совсем уже отличаться от традиционных отечественных криминальных романов, которыми до сих пор еще завалены все лотки, – масса милых подробностей. «Это не Birkin. Но вы почти угадали. Моя модель Kelly называется, а сумочка, точно, от Hermes». И проч. и проч.

Кстати, о сумочках. Роман еще и совершенно женский. Для женщин, хотя они и так составляют подавляющее большинство всех читателей. Женскость очевидна совершенно сразу. Судите сами. Мужчина приехал из Парижа, «где они многократно закусывали и выпивали». А далее: «Зверев пробовал, но из всего отведанного запомнил навсегда только «Плавающий остров». Они углядели этот диковинный десерт...» Мужик. Запомнил только десерт. Ага. Нет, женщине своей он может так и сказать: любимая, запомнил только десерт. Она ему даже, наверное, и поверит, наивная. Вот и хорошо. Вот и прекрасно. Пусть верит. Я тоже обычно вру что-то подобное.

Огорчило, конечно, что одна из героинь работает во влиятельной газете «Бизнесмен», зато обрадовал пассаж про алкоголиков. Он длинный, подробный, интересующимся сразу укажу страницы: 178–179. Можете с них и начать, а потом вернуться к началу, перечитаете потом с двойным удовольствием. А понравилось более всего вот что: «Мужчины-алкоголики не выносят синий цвет». Ура, я не алкоголик.

Тот, кто мог отбросить сразу, тот такую книжку и не купит: твердый переплет, «стильная» (или элитная?) картинка на первой странице обложки. Очевидно, что не ширпотреб. В то же время и не гм... «современная серьезная проза», которую читают гм-гм... ну, в общем, не та, за которую всякие престижные премии дают и печатают в толстых литературных журналах. А раз сразу не отбросит – значит, втянется, потому что упомянутые «милые подробности» раздражают лишь тех, кто классово чужд, не знает, не пробовал, не бывал. А раз втянется, то постепенно дойдет до финала, а «напряженность сюжета» (как принято говорить в аннотациях) к финалу и впрямь нарастает.

Да и написано (как принято говорить про «современную серьезную прозу») очень добротно. Уберите криминальную линию (или замаскируйте, например, убрав ее подальше от первых страниц) и – давайте любые престижные премии. Только зачем они, если читатели и так будут, а сумочка, точно, от Hermes есть?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
969
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1140
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1583
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1285

Другие новости