0
7843
Газета Интернет-версия

03.03.2011 00:00:00

Мигунов, который умел все

Тэги: мигунов, графика, иллюстрация


мигунов, графика, иллюстрация Эскизный вариант обложки книги «Чудеса в Гусляре».

Книга сказок должна быть с картинками. Убежден, что это – аксиома. И не думаю, что кто-то будет спорить со мной всерьез.

Некоторые авторы стараются сами. Мы знаем мумми-троллей именно такими, какими их представила Туве Янсон, а Маленького Принца – глазами самого Антуана де Сент-Экзюпери. Другие же сказки четко ассоциируются с авторскими дуэтами – писатель и художник-иллюстратор. Трудно себе представить «Алису в Стране чудес» и «Алису в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла без картинок Джона Тенниела, а сказок Гете – без гравюр Вильгельма фон Каульбаха┘

В ХХ веке изменились сказки, но не изменились основные принципы. «Приключения Незнайки» Николая Носова прочно связаны с иллюстрациями Генриха Валька. Художник Евгений Мигунов лучше других понял и прочувствовал повести Кира Булычева об Алисе Селезневой – узнал их сказочную суть. Он называл их «сказками из будущего (а не из «мистики прошлого»)». Для многих любителей этой героини, познакомившейся с ней по книгам, а не по последующим экранизациям, «Девочка с Земли» в первую очередь ассоциируется с озорными рисунками Евгения Мигунова. 27 февраля ему исполнилось бы 90 лет. Несмотря на то что он окончил ВГИК и начинал в мультипликации, больше четырех десятков лет он отдал книжной и журнальной графике, в ней нашел свое полное творческое выражение┘

Евгений Тихонович Мигунов родился в Москве 27 февраля 1921 года в семье служащего. Сначала он учился в обычной школе № 12 Хамовнического района Москвы, но проявил талант и способности и в числе наиболее успевающих учеников был переведен в Московскую опытно-показательную школу им. Лепешинского. Окончил ее в 1938 году и, проучившись год в изостудии, поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии – в мастерскую знаменитого мультипликатора Ивана Петровича. Иванова-Вано. В 1943 году Мигунов зачисляется на постоянную работу на киностудию «Союзмультфильм». Его первые работы в качестве художника-постановщика были созданы в соавторстве с однокурсником по ВГИКу Анатолием Сазоновым. Они завершили картину Иванова-Вано «Краденое солнце», работали над его же «Зимней сказкой», «Пропавшей грамотой» сестер Брумберг, «Песенкой радости» Мстислава Пащенко, ставшей первым советским рисованным фильм, награжденным на международном фестивале. С 1946 года Мигунов начал уже самостоятельно как художник-постановщик работать с ведущими режиссерами «Союзмультфильма». При его участии поставлены «Веселый огород», «Кто первый?», «Квартет», «Чемпион», «Полкан и Шавка», «Дедушка и внучек», «Трубка и медведь», «Волшебный магазин», «Когда зажигаются елки», «Лесные путешественники», «Песня о дружбе» и др. В 1953 году Мигунов дебютировал как режиссер – мультфильмом «Карандаш и Клякса ≈ веселые охотники». По сути, это был первый в истории студии авторский мультфильм: Мигунов был автором его сценария, художником-постановщиком и режиссером. Потом сделал «Это что за птица?», «Знакомые картинки» (с участием Аркадия Райкина), «Ровно в три пятнадцать...».

Сотрудники студии любили его – человека веселого и трудолюбивого. Называли – «Женька Мигунов, который умеет все»┘ Он был полон самых смелых творческих планов, когда возник конфликт с директором и художник был уволен. Он не успел завершить экранизацию «Прозаседавшихся» Маяковского, не смог поставить весьма смелый сценарий «Мир! Мир» Мир!!!». Евгений Мигунов, по общему признанию, был «душой студии», а имени временщика-директора, уволившего его, сейчас не помнят даже историки советской мультипликации.

Надо сказать, что, по отзывам тех, кто знал Евгения Тихоновича лично, он обладал довольно необычным, противоречивым характером. С одной стороны, он был контактным и сговорчивым человеком – он попросту не умел говорить «нет», даже если проект ему не нравился или он опасался, что не справится с ним на должном уровне. Поскольку он во всем стремился добиться идеального исполнения – этого требовал и от себя самого, и от тех, с кем сотрудничал. Он верил в людей, подчас в своих суждениях даже награждал их положительными качествами сверх меры, он судил людей по высшим требованиям и, если разочаровывался, мог высказать все прямо. Он не мог простить ни себе, ни кому-то другому даже малой толики халтуры. В этом противоречии был источник конфликтов. Показательна история, случившаяся позднее. Мигунов работал над диафильмом в качестве художника, но, прочитав сценарий, не удержался и полностью переписал его, несомненно улучшив, и потом искренне недоумевал, почему на него обиделся халтурщик-сценарист┘

В 1960 году мультипликация потеряла самобытного художника. Зато книжная и журнальная графика его приобрела. Любое кино – будь то игровое или рисованное, полнометражное или короткометражное – нивелирует индивидуальность. Есть много примеров, когда художники, проработавшие в анимации многие годы, по-настоящему раскрылись только после того, как окончательно с ней порвали.

Мигунов как карикатурист и оформитель сотрудничал с журналами «Крокодил», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», в «Литературной газете», «Правде», «Советской культуре», «Вечерней Москве» и др. Рисовал диафильмы.

Однако настоящую славу ему принесла книжная иллюстрация. Долгие годы Евгений Мигунов иллюстрировал книги для издательства «Детская литература». Именно здесь в 60-е годы сформировался его неповторимый и узнаваемый издали стиль рисунка. С его графикой вышли «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких, рассказы и пьесы Николая Носова, «Электроник – мальчик из чемодана» Евгения Велтистова, сборники остроумных сказок Феликса Кривина┘ Ну и, конечно, «Девочка с Земли» и «Сто лет тому вперед» Кира Булычева.

Евгений Мигунов был первым, кто воплотил очаровательную Алису Селезневу в виде визуального образа. Он «помог» ей взрослеть от «детсадовки» в «Девочке, с которой ничего не случится» до «тинейджерицы» в «Миллионе приключений» и последующий произведениях┘

Сотрудничество продолжилось в 90-е годы, когда издательство «Культура» замыслило шеститомник «Приключений Алисы». Этой работой перфекционист Евгений Мигунов остался доволен больше, чем другими книжными сериями. Там были и иллюстрации, и заставки, и форзацы. И к каждому было нарисовано множество эскизов, вариантов, каждый образ долго искался и находился┘


Алиса на Бронте – известная тема. Только тут она в цвете.
Рисунки из архива Евгения Мигунова

Издательство «Армада» уже получило сработавшийся дуэт из писателя и художника. Они уже были хорошо знакомы, и новые повести о приключениях Алисы одному из первых попадали к Евгению Мигунову. Художник даже подсказал писателю несколько сюжетов – например, именно он предложил объединить два самых популярных цикла произведений и «запустить» Алису в город Великий Гусляр!

К Евгению Мигунову пришел Кир Булычев и когда решил выпустить в трех томах все свои произведения, действие которых происходит в Великом Гусляре. Работа началась в середине 1997 года. Проект этот мог бы быть грандиозным, но воплотился в две плохонькие книжечки с мелкими иллюстрациями. Хотя была нарисована не одна сотня эскизов, набросков, законченных рисунков. Были придуманы образы – и не один, а несколько на выбор! – Корнелия Удалова, Александра Грубина, профессора Льва Минца, старика Ложкина, журналиста Миши Стендаля, доминошников Каца и Погосяна┘ Были нарисованы обложки, придуманы оригинальные макеты страниц. Большая часть этого материала не знакома широкой публики, она осталась в архиве художника. Есть, к примеру, пейзажи городка с пометками Кира Булычева: «Это не Гусляр! Это Калуга», «Это Пресня». К каждому рассказу цикла, а их больше сотни, рисовались эскизы.

Дневниковые записи отражают творческие терзания художника. Он весьма высоко оценивает прозу Кира Булычева в лучших ее проявлениях, при этом безжалостен к малейшим его просчетам. Временами он сомневается, что способен создать достойный визуальный эквивалент ярким литературным образам писателя. При этом художник уже явно теряет силы – ему ведь было уже под восемьдесят! Весь 1998 год продолжалась работа над Великим Гусляром, а параллельно рисовались иллюстрации к новым повестям об Алисе, шли жесткие споры о ее раскрашивании – можно ли это поручить другому художнику. Издатели были рады любому результату, но Евгений Тихонович стремился к максимальному приближению к идеалу и этим изводил в первую очередь себя. В 1999 году у художника случился инсульт, он уже не мог рисовать сам, но старался контролировать раскраску рисунков для новой серии книг об Алисе.

1 января 2004 года Евгения Мигунова не стало, он похоронен на Миусском кладбище Москвы. Но остались огромные архивы – это и рисунки, и воспоминания, и размышления об искусстве мультипликации и об искусстве иллюстрации. Кое-что из них читатели «НГ-EL» найдут на стр. 6.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Участников СВО будут учить цифровым выборам

Участников СВО будут учить цифровым выборам

Иван Родин

Востребованным кандидатам открыт путь на праймериз "Единой России"

0
492
Судейское усмотрение остается выше протоколов

Судейское усмотрение остается выше протоколов

Екатерина Трифонова

Аудиозапись процесса предлагают лишь приравнять к бумажной версии

0
520
Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Игорь Селезнёв

Оппозиция пока не оспаривает поражение своего кандидаты на выборах президента

0
635
Госпропаганда минимизирует боевые действия

Госпропаганда минимизирует боевые действия

Иван Родин

Соцопросы показывают, что общественное внимание переключается на переговоры РФ-США

0
665

Другие новости