Ритта Гагарина – ведущая вечеров.
Фото автора
Общеизвестно, что каких-то сто лет назад в московских и питерских кабаках не только танцевали и слушали пение, но и играли в различные игры, в том числе – в литературные. Например, в буриме, шарады и даже устраивали поэтические дуэли. Возродить традицию решили лидер московского творческого объединения Free Poetry Ритта Гагарина и авангардный поэт Михаил Безликий. «Слово за слово» – именно такое название закрепилось за серией поэтических поединков, начатых в самом конце прошлого года в стенах московского клуба Squat-cafe.
«Слово за слово» – это похоже на «ты мне – я тебе». На сцене схлестываются и уже не могут остановиться познакомившиеся, кажется, только что поэты, разве что обмениваются они не горячим свинцом, а словами, совсем не гнушаясь придавать им поэтические и прочие литературные формы, – рассказывает Михаил Безликий. – Поэтические дуэли первоначально были распространены на различных интернет-ресурсах, литературных и нелитературных, а сейчас из виртуального пространства поэты выбираются сразу на сцену, где им, собственно, и место».
Авторы проекта рассказывают, что повод для дуэли может быть как существенным, так и формальным. Однако отказ от дуэли без веских причин может быть воспринят как трусость или недостаточно хорошее владение поэтическим словом. Поэтому поэты, как правило, серьезно подходят к таким поединкам: ведь их единственное оружие – это только слово. А уж как поэт им орудует и свалит ли оно упрямого противника наземь (ой, на сцену) – решают секунданты и зрители. А в роли секундантов выступают, как правило, известные поэты и писатели, сомневаться в профессиональных качествах и способностях которых, как известно, не принято. На то они и секунданты. В проекте уже приняли участие Света Литвак, Всеволод Емелин, Алексей Шепелев, Андрей Щербак-Жуков и др.
«Поэтическая дуэль – это своего рода стихотворные состязания между несколькими авторами по заранее определенным правилам, – объясняет Ритта Гагарина. – Но сегодня такие поединки мы стараемся представить как развлечение, способ провести время с интересом или, например, проверить свои поэтические способности».
Главный секундант поэтической дуэли, состоявшейся 1 февраля, – певица, поэтесса, литературовед и переводчик Анна Герасимова, больше известная отечественной (и, кстати, не только отечественной) публике как Умка – бессменный лидер рок-группы «Умка и Броневик». А в роли дуэлянтов выступали пять молодых поэтов – Ольга Живикина, Вероника Айги, Алексей Матузко, Аглая Соловьева и Сергей Абросимов.
Таких поэтов судить трудно. Тут тебе и лиричная, но переходящая в откровенный фарс, который тут же распознает чуткий зритель, Ольга Живикина: «Хэй, ты там наверху/ Если я скажу тебе/ Что не мечтаю об идеальных женщинах/ Об их квартирах, машинах и прочем/ Что пять лет люблю одну/ И не она, а я скорее гожусь ей в дочери». А по другую сторону барьера экстремальный и напористый Алексей Матузко: «Наблевала за шиворот осень/ Смесью грусти, дождя и грязи/ А потом раз семь или восемь/ По затылку ударила сзади».
Зрители, которые приходят посмотреть на поединки, – это обыкновенная, часто далекая от гуманитарной области молодежь. Но они внимают каждому вынесенному в зал поэтом слову и готовы под ним подписаться. Поэтому официально победителей всегда два: одного выбирает профессиональный и строгий секундант, а второго – неискушенный и всегда растроганный зритель. А как можно не внять мнению последнего, если в зале все замирают, даже звон бокалов прекращается, когда, энергичный и бесстрашный, вскидывается всем телом очередной дуэлянт: «И буду жить дворнягой на цепи/ Дружить со мною будет сфинкс-бездельник/ За то, что родилась не с той ноги/ Тринадцатого мая в понедельник» (Аглая Соловьева).
Кто тогда победил – не суть. Да и какая разница? На таких мероприятиях победитель всегда один. Побеждает на такой дуэли творчество.