0
1642
Газета Интернет-версия

16.12.2010 00:00:00

Петит

Тэги: иванов, трагедия, прометей


иванов, трагедия, прометей

Бояна Сабо-Трифкович. Трагедия «Прометей» Вячеслава Иванова.
– Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2010. – 172 с.

Античность Серебряного Века

И для специалистов, и для простых читателей наследие известного поэта-символиста, философа, драматурга, переводчика, литературного критика, доктора филологических наук, одного из «идеологов» Серебряного века Вячеслава Ивановича Иванова (1866–1949) ассоциируется в первую очередь с поэзией и философией. Книга лирики «Кормчие звезды» и сборник критических статей «Борозды и межи» прочно закрепили за «Вячеславом Великолепным» репутацию изысканного стихотворца и незаурядного мыслителя.

Не то чтобы драматургия автора «Прозрачности» совсем не изучалась исследователями. Трагедии «Прометей», например, посвящено 24 работы.

Не так много, если учесть, что текст опубликован еще в 1919 году (замысел написания относится к 1900–1903 годам, а сама рукопись завершена в конце 1914 года). Но в то же время и не так уж мало. А ведь пьеса если и не программная, то значительная в творчестве Иванова. Поэт мыслил возрождение драматургии Серебряного века через возвращение к высоким античным образцам, в том числе и театра.

Книга современного сербского литературоведа Бояны Сабо-Трифкович – 25-я работа о пьесе Вячеслава Иванова. Она реконструирует историю создания «Прометея». Автором анализируются такие философские аспекты трагедии, как богоборчество, судьба, мифологема огня... Последняя, по справедливому замечанию исследователя, является ключевой в книге, определяя сюжет трагедии.

Ученый размышляет и над структурой повествования, над языком, символикой чисел. Интересно, например, что семерка, помимо привычного значения полноты, «взаимосвязанная с силой ненависти, является ключевым числом трагедии».

Сабо-Трифкович уделяет особое внимание интертекстуальным связям пьесы Иванова. В числе последних она вычленяет собственно античные источники (например, «Труды и дни» и «Теогонию» Гесиода) и драматургию XIX века («Освобожденный Прометей» Перси Биши Шелли, «Каин» Джорджа Гордона Байрона).

К сожалению, за пределами внимания Сабо-Трифкович остались интертекстуальные связи трагедии с прозой Федора Достоевского или с философскими штудиями Владимира Соловьева. А ведь богоборчество Ивана Карамазова больше повлияло на соответствующие аспекты ивановской трагедии, чем, положим, тот же Байрон. Да и идеи всеединства Соловьева в картине мира Иванова (а значит, и пьесе) важнее, чем Гесиод.

Такая вот получилась античность Серебряного века. Хотя вряд ли возможно новое появление древнего театра с его открытыми мраморными площадками и мощными хорами, резонирующими по ходу действия спектакля, как мечтал Вячеслав Иванов.

Скорее, переход на следующий уровень. Level complete.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
364
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
468
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
380
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
324

Другие новости