0
1317
Газета Интернет-версия

18.11.2010 00:00:00

Грех или нет

Тэги: флирт, история, невинность, порок, любовь


флирт, история, невинность, порок, любовь

Фабьенна Каста-Розас. История флирта: балансирование между невинностью и пороком.
– М.: Текст, 2010. – 380 с.

Все-таки французы – те еще греховодники. Любят писать книги на всякие сладострастные темы, а потом издавать их при поддержке – ни много ни мало – Министерства культуры. Именно французские чиновники помогли своей соотечественнице, журналистке и историку Фабьенне Каста-Розас предъявить сначала европейскому, а потом и российскому читателю исследование в области «науки обольщения» – той, что сами французы давно освоили на «отлично».

Видимо считая, что со времен Адама и Евы до известной нам поры мало что изменилось, Каста-Розас решила начать сразу с XIX века и набрала в библиотеке море художественных книг того времени. О, сколько ужасов ждет неподготовленного читателя в разделе про нравы «прекрасной эпохи», о каких кошмарах понарассказывал в своих романах один только Ги де Мопассан, взятый исследовательницей в качестве достоверного источника┘ Грубо изнасилованные первой брачной ночью жены, которые благодаря ревностным бдениям родителей и дуэний даже не догадывались о прозаической стороне любви. Обмороки при виде волосатых ног и кальсонов, жестокое отвращение к сексу, страх материнства. А потом – при невозможности цивилизованного расторжения брака – флирты, интрижки на стороне и адюльтеры под страхом жгучего позора и изгнания из общества.

Мужчины были в несравнимо лучшем положении, чем женщины. Для них доступ к информации и борделям был открыт всегда. В то время как девушки исполняли роль «белых гусынь», молодые люди не просто не ограничивались флиртом – у них, по свидетельствам писателей, цитируемых Каста-Розас, были приключения с такими экзотическими партнершами, как матери друзей и подруги матерей. За сыновьями уважаемых семейств не устанавливалось сурового надзора, на них не распространялись строгие нравственные запреты (которые в христианстве вообще-то одинаковы и для мужчин, и для женщин), а подрастающих дочек родители оставляли в положении полных дурех с грезами о любви, чистой и возвышенной, как майское утро, загоняя в зону молчания все, что было связано с физиологией их пола. Словом, давайте порадуемся, что мы живем не в XIX веке.

В этот ужасный век будущие несчастные флиртуньи, выданные замуж за беззубых старикашек или других непривлекательных персонажей, воспринимались обществом чуть ли не как пособницы сатаны, сегодня же флирт – обыденное воспитание чувств, обязательная выработка модели любовного поведения для подростков и приятное, ни к чему не обязывающее и никем не осуждаемое времяпрепровождение для взрослых, без какого-либо оттенка драматизма.

Что важно и не очень радостно для читателя: процент личных рассуждений писательницы, которая заявила свою книгу как «первое серьезное исследование в данной области», теряется в бесконечном количестве баек и цитат. Часто приводимые в книге мемуары, на основе которых Каста-Розас строит каркас своего исследования, например, французской писательницы, философа, идеологической феминистки Симоны де Бовуар, ценны не описанием похождений своей владелицы, а возможностью заглянуть за кулису мира таких людей, как Жан-Поль Сартр, Борис Виан, Пабло Пикассо. Фамильярные описания госпожи де Бовуар, подруги Сартра и полноправной участницы этой талантливой компании, позволяют ощутить всю кипучесть жизни, идущей на Сен-Жермен-де-Пре. Но порой – и это неприятно – очередная порция баек от отягощенных бременем плоти подростков начинается примерно так: «Похожий опыт испытал на себе Жак, брат Жана и сын бухгалтера Пьера из Монпелье». Что за Жак и почему мы посвящаемся в подробности силы и частоты его эрекции? Нередко проделки эмансипированных мемуаристок и приключения молодых людей в поре пубертации описываются с такой паскудной плотоядностью, что невольно (стыдно признаться!) возникают мысли о сексуальной неудовлетворенности автора.

Со временем кодексы любовного поведения менялись, и это известно каждому из нас. Однажды стало непринято одаривать понравившуюся даму толчками и привлекать ее освистыванием. Позже, по мере того как балы потихоньку превращались в дискотеки, в разряд старомодных были вписаны галантное целование руки или края платья, двусмысленные намеки, стрельба глазами. Шестидесятые годы XX столетия и вовсе перевернули все представления о флирте с головы на ноги, ведь появились Элвис Пресли и рок-н-ролл. В этом смысле создательница книги, с серьезным видом поправляя очки в толстой роговой оправе, говорит, что вот сейчас сообщит нам нечто невероятное – а именно┘ что Волга впадает в Каспийское море.

В целом «История флирта» напоминает книгу для людей с проблемами (попросту говоря, озабоченных), этакую расширенную версию несправедливо забытого журнала «Speed-инфо». Если исключить из нее смакование знойных откровений флиртунов и флиртуний, в сухом остатке останется лишь пара-тройка любопытных социологических фактов (которые, возможно, и не представят для образованного человека чего-то запредельно нового), а на 380-страничное произведение этого как-то маловато.

Как уважающий себя историк Фабьенна Каста-Розас удобряет свой текст немалым количеством исторических данных. Только вот зачем в исследовании про флирт приводится, например, такая строчка, понять сложно: «В Индокитае давление коммунистов на Южный Вьетнам непрестанно нарастает». А множественные и малоинтересные подробности из истории Франции? Какое отношение к флирту имеет то, сколько демонстрантов ранены во время стачки в районе парижской станции метро «Шаронн» 8 февраля 1962 года? Как говорил одиозный телеведущий Владимир Соловьев о последних творениях Виктора Пелевина: «Мыслей нет, а заполнять объем надо».

Кстати, аннотация к книге «История флирта» грозится читателям дюжей «ученостью» труда, но в нем, на удивление, нет ни единой ссылки на источники – этого непременного атрибута научного исследования. И отделаться от ощущения того, что автор, роняя слюну, сама присочинила кое-какие подробности якобы реальных историй, довольно сложно.

Итак, все достоинство «Истории флирта» только и заключается в подробных пересказах литературных произведений XIX и XX веков. Радость почти школьная – столько книг и мемуаров одним махом можно прочесть в кратком изложении! Синопсисы первых голливудских фильмов о любви и флирте, с полузапретными экранными поцелуями, тоже небезынтересны. Вот, пожалуй, и всё. В остальном понятие флирта не раскрыто, а уровень знаний об «игре в соблазнение» и социокультурных изменениях общества на протяжении трех веков после прочтения книги остается таким же, как и до.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
689
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
802
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1006
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
788

Другие новости