ЗОЛОТО ПЬЕСЫ
Андрей Белый. Петербург. – М.: Прогресс-Плеяда, – 2010. 328 с.
Гениальное произведение напоминает золотую жилу или алмазную трубку. Как в россыпи драгоценностей, наталкиваешься на самородок (или большой алмаз), так и в литературе великий роман или повесть окружает себя многочисленными вариантами, не менее блестящими, чем окончательная версия. Вспомним, что именно сокращенный (по цензурным соображениям) текст романа «В круге первом» стал одной из причин получения Александром Солженицыным Нобелевской премии.
К таковым самородкам может быть отнесен роман Андрея Белого (1880–1934) «Петербург». Написанный в 1912–1913 годах, он сразу стал классикой жанра. Строгий Владимир Набоков считал его лучшим романом ХХ века после «Улисса» Джойса. Далекий от славистики Жиль Делез называл не иначе как «великим романом». А вот сам Белый был недоволен собственным творением, считая его «мозговой игрой», а персонажей «мысленными формами, недоплывшими до порога сознания» – именно так писатель «жаловался» на них в письме к другу, публицисту Иванову-Разумнику. В 1922 году, будучи в эмиграции в Берлине, предпринял новую редакцию романа. В несколько измененном варианте она вышла и в Советской России. Судя по всему, Белый был не в восторге и от получившихся версий (их отличие состояло главным образом в сокращении первоначального текста). И, вернувшись в Москву в 1924 году, он задумал кардинально изменить жанр и выступить не в роли романиста, а драматурга.
Пьеса во многом отличается от романа – более фрагментарна и экспрессивна. Сильнее выражено карнавальное начало. Изменен сюжет: один из главных героев Аполлон Аполлонович Аблеухов погибает (отсюда и второе название – «Гибель сенатора»). «Петербург» был поставлен на сцене Второго МХАТа силами ведущих актеров труппы: Софьи Гиацинтовой, Ивана Берсенева, Михаила Чехова. Кстати, именно под Чехова Белый писал Аполлона Аблеухова. А в печатном виде при жизни Белого пьеса так и не выходила. Настоящая книга – первое издание авторской рукописи пьесы, подготовленное и откомментированное Александром Лавровым и Джоном Малмстадом. В 1986 году Малмстадом в знаменитой славистической серии «Современная русская литература и культура. Исследования и тексты», выходящей при университете Беркли, издана неатрибутированная машинопись пьесы, отличающаяся от белового автографа. Еще один вариант «Петербурга»? Ошибочный набор машинистки? В любом случае он тоже впечатляет. Как пригоршня алмазов – какие-то поменьше, какие-то покрупнее.
А.М.