Шамиль Идиатуллин. СССР ТМ: Роман. – СПб.: Азбука-классика, 2010. – 512 с.
Как вы книгу назовете, так она и «поплывет» в мир читательской аудитории. Шамиль Идиатуллин не побоялся и громко назвал свой новый роман «СССР», а в конце, не без лукавства, добавил «ТМ». Писатель – человек серьезный, журналист «Коммерсанта», увлекающийся фантастикой братьев Стругацких, – сам решил пофантазировать и написал свою «бесконечную историю», в которую очень хочется попасть. «СССР – Родина, близкое и дорогое слово для всех, кто родился в советское время. А «ТМ» – торговая марка – современное понятие, характеризующее уже нашу эпоху», – объясняет автор.
От книги веет ностальгией по тому лучшему, что было в нашем недалеком прошлом, по тем немного наивным кадрам из фильмов советского периода. Главные герои романа-утопии – люди современные, в речи употребляют разные новомодные словечки типа «нанотехнологии», «дисконт» и т.п.; технически подкованы, хорошо ориентируются в сложившейся политической ситуации страны┘ Только в главном они не похожи на героев, о которых сейчас снимают фильмы и пишут СМИ, – в них нет пресловутой мании величия и стремления быть крутыми суперменами. Идиатуллин вдохнул в них желание «жить по-человечески». «Наш путь: работать в радость, дарить эту радость миру, делая его чище и роднее, тем и богатеть во всех смыслах». Столь не свойственная эпохе капитализма позиция, которой можно восхититься и принять на вооружение для достижения сути бытия. И немудрено, что здесь за пять лет совершаются прорывы в науке, электронике и автомобилестроении, а также в образовании детей.
Одним из признаков гениальности считается умение творца выражать всеобщее бессознательное. Читая роман Идиатуллина, непроизвольно вспоминаешь об этом юнговском высказывании. Ведь предугадал же писатель появление Академгородка! Значит, в чем-то поддались ему закономерности действительности, «обнажился слух». Правда, СССР похож на реальный инновационный центр лишь внешне. Союз можно назвать городом идеального будущего, который стал «испытательным полигоном новой экономической политики». Только есть одно «но»: у Идиатуллина не «модная», «комфортная» зона для лучших людей, о которой говорил Владислав Сурков. Герои романа оказываются в самой глуши России, и там им приходится прокладывать новые пути-дороги и бороться за общие для всех идеалы.
Станет ли жить лучше? Станет ли веселей? Александр Самохвалов. Советская физкультура. 1937. Нижнетагильский музей художественных искусств |
Патриотизм, непоколебимая вера в свой народ являются приоритетами для «сссровцев», и помогают им строить новый город-государство. Атмосфера добра, гармонии в отношениях создает идеальную модель общества. Однако, несмотря на недремлющее око службы безопасности, в СССР тоже возникают предатели и шпионы-лазутчики. Но это только добавляет драйва в повествование, и утопия становится более реалистичной и совсем не приторной. Довольно-таки занятной получилась история с похищением главного героя. Прямо детективная разборка русского Рэмбо с местными бандитами, оканчивающаяся хеппи-эндом. Здесь есть и драка, и взрыв падающего с обрыва авто, и долгие часы одиночества, которые герой проводит в тайге в ожидании группы спасателей. Правда, держать читателя в долгом неведении развязки порой чревато неприятными последствиями – закономерному пролистыванию страниц. Интрига на то и интрига, чтоб не затягиваться и ускользать, а тут взгляд, прикованный к блужданиям героев, устает и дает сбой.
Если говорить о речевых особенностях книги, то, пожалуй, из достаточно большого количества диалогов приятно выделяется описание тайги. Здесь автор играючи создает довольно необычный образ. «┘Тайга перла к слепому небу <┘> планета, зажмурив пол-лица, рвалась к тусклому солнцу налево, Солнце неслось к краю галактики, вихрю из колких звезд, закрученных вокруг железного кола, кола-кол-колкие звезды срывали с меня лицо, превращая не в железный совсем, а костяной колышек под белой глазурью, торчащий посреди Вселенной. <┘> брел по бедрышко в снежной слепоте до горизонта, сквозь которую проколупывался черно-зеленый глаз <┘> брел сквозь исчерченные чернильными тенями сугробы».
Скрупулезность и основательность подхода к написанию книги Шамиля Идиатуллина не оставляют сомнений – каждую часть романа предваряет эпиграф, точно подобранный под ее содержание. Разброс авторов, конечно, большой, но все они – Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Добронравов, Неумоев, Коган, Лебедев-Кумач, Палькин, Алымов, Евтушенко, Окуджава, Толстой, Д’Актиль, Чернышевский, Френкель, Ибряев, Высоцкий, Харитонов – используют в своей поэзии кодовое для Идиатуллина слово «союз» и попадают на страницы «СССР ТМ». Автор выхватывает суть той или иной части, расставляет акценты и находит подходящие строки. В результате из эпиграфов складывается довольно интересная поэтическая мозаика, чтение которой ко всем вышеперечисленным благам еще и расширяет читательский кругозор.
Атмосфера и тема книги приятны и занимательны, ко всему прочему «СССР ТМ» явно написан от души, и с этим довольно сложно поспорить.