0
1480
Газета Интернет-версия

30.09.2010 00:00:00

Его жизнь в искусстве

Тэги: лобанов, эпоха, судьба, коллекция


лобанов, эпоха, судьба, коллекция

Никита Д.Лобанов-Ростовский. Эпоха. Судьба. Коллекция. – М.: Русский путь, 2010 – 584 с.

Огромный, великолепно оформленный том «Никита Д.Лобанов-Ростовский. Эпоха. Судьба. Коллекция» – это более 600 иллюстраций, биография автора, биографии предков и родных, воспоминания о художниках, коллекционерах, советских чиновниках, русских эмигрантах, статьи, рецензии на выставки и книги, переписка... Но главное – погружение в мир целого пласта великих произведений нашего искусства, спасенных Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским. Рюриковичем.

Вскоре после окончания Второй мировой этот человек – тогда еще совсем мальчик – вышел из болгарской тюрьмы. Его отец, потомок великого князя Рюрика-Новгородского, Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский, представитель одного из самых славных родов России, находился в тюрьме в Софии. Мать, Ирина Васильевна Вырубова, дочь известного земского деятеля, в годы Гражданской – представителя адмирала Колчака за рубежом, также была в застенке. Попали они туда за попытку нелегального перехода греческой границы – террор против всех «белобандитов» на территории коммунистической Болгарии был жесточайший. Их сын Никита Лобанов-Ростовский, пока родители находились в тюрьме, жил у своей няни, работавшей посудомойкой в Русском клубе. Ее муж, в прошлом офицер Белой армии, служил там же ночным сторожем. И хотя пригрели они сына бывших хозяев как родного, есть все равно было нечего, и маленький Никита собирал окурки, потрошил их и продавал табак цыганам на вес. А еще чистил ботинки на улицах. Отец освободился из тюрьмы, вскоре вышел из дома за молоком и не вернулся. Иллюзий ни у матери, ни даже у маленького Никиты не было. Но надежда оставалась, которую через много лет похоронили официальные власти Болгарии. Никита Дмитриевич, к тому времени знаменитый на весь мир коллекционер русского искусства, банкир, специалист по геологоразведке и алмазному делу, получил справку, что его отец был расстрелян в спецлагере города Пазарджик 13 октября 1948 года. А сын сумел уцелеть. И не просто выжить, а спасти целый пласт русского искусства и в конце концов передать его России. Подобно герою фильма «Восток–Запад», он знал, что убежать из коммунистической Болгарии можно только вплавь, брассом – единственным стилем, позволяющим видеть происходившее вокруг. И Никита стал чемпионом Болгарии по плаванию среди юношей. Однако претворять в жизнь столь опасный вариант не пришлось. Спасли дядя, один из ближайших соратников де Голля среди русских, Николай Васильевич Вырубов, работавший в Комиссариате ООН по беженцам, и будущий классик Роман Гари (он был заместителем посла Франции в Болгарии), которые сумели вывезти Никиту и его мать на Запад.


Никита Лобанов-Ростовский не из тех собирателей, что гребут под себя.
Иллюстрация из книги

О жизни Никиты Дмитриевича можно было бы снять многосерийный фильм – получился бы ничуть не менее интересным, чем «Лоуренс Аравийский». Оксфорд, где студент Лобанов увидел выставку, посвященную дягилевским сезонам, геологический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, работа в Южной Америке. Карьера финансиста, пост вице-президента банка «Уэллс Фарго» в Сан-Франциско – там Никита Дмитриевич заведовал европейским, африканским и ближневосточным отделами. Почти десять лет занимал должность старшего вице-президента Международного банка финансов и ресурсов в Лондоне. Но была в его судьбе «одна, но пламенная страсть» – собирание произведений русских художников, оказавшихся за границей. В 1959 году в США он приобрел эскизы костюмов Сергея Судейкина к балету «Петрушка» за 25 долл., а его жена – эскиз декораций Александра Бенуа к тому же спектаклю за 100 долл. С этого и началась коллекция, теперь состоящая из сотен произведений русского искусства мирового значения и ныне приобретенная фондом «Константиновский» для Конгресс-центра в Стрельне. Собрание это уже было представлено в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Ядро коллекции – театральные эскизы эпохи Серебряного века. И, конечно, графика, на которую был так щедр недавно завершившийся век.

Лобанов очень мало напоминает коллекционеров, «гребущих» исключительно под себя. Он постоянно устраивает выставки, дает интервью, публикует статьи о русских художниках, материалы по истории своего знаменитого рода, в котором были и близкий друг Лермонтова, и ведущие государственные деятели России. Работы, подаренные им, хранятся и в ЦГАЛИ, куда он еще в разгар застоя привез архив Сергея Судейкина, и в ГМИИ имени А.С.Пушкина, и в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве – продолжать список можно очень долго... Действительно человек-легенда. Действительно эпохальное издание. Достойная книга достойной личности в достойном обрамлении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
903
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1059
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1471
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1188

Другие новости