0
1950
Газета Интернет-версия

13.05.2010 00:00:00

Помня о радости

Тэги: радость, счастье


радость, счастье

Ольга Покровская. Рад, почти счастлив┘: Роман. – М.: Литературная учеба, 2009. – 320 с.

«Где тонко, там и рвется», – гласит народная мудрость. Но к роману Ольги Покровской она вовсе не применима. «Где тонко, там крепче и держится», – примерно так получается у Покровской. Повествование ее изящно, очень тонко. Она даже не акварельку рисует (хотя обложка навевает именно такую ассоциацию), она словно бы дышит на стекло и пальцем пишет по следу собственного дыхания. А держится написанное вопреки всему крепко.

Главный герой романа – Иван. Это он – «рад, почти счастлив». Иван – авторская хитрость, пусть и не специальная, непросчитанная. Поругаешь такого персонажа – и как будто признаешься в собственной жестокости, в неприятии людей добросердечных, в антипатии, наконец, к интеллигенции, а то и к людям «не от мира сего». Похвалишь же – намекнешь на свою бездеятельность и мягкотелость. Что же остается? Остается лишь пожалеть его – без унижения, по-хорошему пожалеть. Автор и сам частенько жалеет своего героя, говорит: «К сожалению, то-то и то-то┘» Отсюда же вытекает ответ на подспудно встающий вопрос: почему почти счастлив? Да просто потому, что достойный жалости человек – человек не счастливый. К тому же счастье – это всегда для себя. А для себя Ивану хватает и радости. В радости меньше эгоизма, а сама она – мягкий свет, озаряющий жизнь. Даже одиночество можно побороть радостью и участием (которое, к слову, может выражаться и невмешательством). «Разве одинок человек, – пишет Покровская, – у которого полное сердце стариков и детей и которого случайный попутчик спрашивает о вермишели».

По совести сказать, все персонажи романа достойны этой хорошей жалости: все ивановы родственники, его крестник Костя, друг Андрей, соседка Оля, девушка Маша. У каждого – своя беда. У бабушки с дедушкой – старость, у мамы – тоска от разлуки с ее мужем, отцом Ивана, у Андрея – парад влюбленностей и разочарований. Они все хотят чего-то, к чему-то стремятся, крутятся хороводом вокруг Ивана – а он, вытянув руки, пытается их остановить: чтобы отдышались, осмотрелись, почувствовали красоту, попили чаю. Для них, погруженных во «всемирную суету», проблемой становится даже альтруизм. Так, персонаж Фолькер, как выросший и вдруг разбогатевший Холден Колфилд, мечтает «ловить детей над пропастью во ржи»: он запускает проект, призванный объединить молодежь. Дело благодаря энтузиазму, недосыпу и алкоголю горит, спорится и, естественно, не приносит никаких плодов. А ведь истинным «ловцом», если приглядеться, оказывается Иван. Держит бабушку с дедушкой над пропастью смерти, маму – над пропастью отчаяния и одиночества, Костю – над пропастью безрассудности, самолюбия и жестокости┘ Даже Фолькера Иван пытается ухватить за фалду – предлагает спасаться от психоза посредством гитары. Вот только непонятно, удается ему или нет: роман заканчивается.

Времена года, природа, звери живут наравне с людьми – и если не дают четкого объяснения происходящему, то по крайней мере раздвигают рамки понимания. Так, думая о проблемах мамы и жизненных переворотах Андрея, Иван приходит к неожиданному параллелизму: «Его друг, как и мама, еще очень молод. Дрейфуют материки, из подводных вулканов рождаются острова».

Удачным словом автор объединяет всех своих героев и героинь. Слово это – сиротство. Каждый из них – сирота, непримиримый или мирящийся со своим «злым» или «добрым» сиротством. И не жизнь у них вовсе, а житье-бытье, в котором и житие, и бытие, но не жизнь в обычном (и нормальном) понимании этого слова. На вопрос же «Как быть?» – можно лишь с горькой улыбкой и при этом совершенно серьезно ответить: «Радоваться».

Не жирное, избыточное блаженство, но ветер счастья – вот что нужно тонкой душе. Так говорит нам Ольга Покровская. Ибо – если уж совсем по-простому – что дарит больше радости и удовольствия: аромат пекущегося пирога, затворенного материнской рукой, или кусок какого-нибудь «штруделя-с-марципанами» из дорогого ресторана? Каждому, конечно, свое – и каждый сам для себя выбирает. Только нужно помнить о том, что радость нельзя вызвать искусственно – она либо приходит, либо не приходит. Иногда же «надежда на будущую радость – тоже радость». Она разлита в воздухе, живет в глазах наших близких, может быть спрятана между вязальными спицами, может звучать в струнах гитары. Вся книга Ольги Покровской – о радости, почти о счастье. Но нет в ней формул и рецептов. Жить «не разгадывая тайн, но любуясь»; жить в единении с миром, как живет самый последний жучок – не рецепт для всех, не рекомендация по спасению, а судьба какого-нибудь отдельно взятого Ивана, по которому никогда до конца не поймешь, кто он: Иванушка-дурачок или Иван-царевич. Задача же у всех – такая же, как у юного Кости: найти свой путь, нащупать почву под ногами и идти. И только помнить о радости, о том, что она есть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
1347
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
1371
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
1292
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
967

Другие новости