Пламя искания. Антология критики. 1958–2008. – М.: Литературная Россия, 2009. – 496 с.
ЖЕМЧУЖИНА КРИТИКИ
В аннотации к антологии критики «Пламя искания», выпущенной в конце прошлого года издательством газеты «Литературная Россия» и приуроченной к ее 50-летию, отмечается, что в нее «вошли лучшие литературно-критические статьи, опубликованные в «Литературной России» c 1958 по 2008 год». В качестве отобранных к публикации текстов действительно трудно усомниться. Помимо неоспоримой художественной яркости их отличает серьезная добросовестная аналитика. Подлинной является и заявленная в заглавии масштабность временного охвата книги: структурно антология разделена на различные даты, начиная с 1958 и кончая 2008 годом, что обусловливает богатую палитру вошедших в нее авторов, в числе которых находятся как признанные мэтры прозы, поэзии и критики наподобие Константина Симонова, Льва Аннинского, Вадима Кожинова, Василия Шукшина, Игоря Золотусского, Владимира Бондаренко, Александра Проханова, Капитолины Кокшеневой, так и молодые критики, снискавшие себе известность сравнительно недавно, в минувшее десятилетие нулевых, вроде Валерии Пустовой, Андрея Рудалева, Максима Свириденкова, Романа Сенчина и др.
Однако некоторые отдельные недостатки в книге все же имеются. Так, например, по не вполне понятной причине здесь почему-то не оказалось такого знакового представителя литературы нулевых, как прозаик Сергей Шаргунов, хотя своей статьей «Писатель и политика: а у них была страсть┘» («ЛР», 06.06.08) он открыл на страницах «Литературной России» весьма любопытную и актуальную дискуссию. Не совсем объяснимо и то, почему редакция отобрала для антологии давнюю, датированную 1979 годом статью Александра Проханова «Кристаллография Маканина», по-видимому, позабыв, что в годы перестройки главный редактор газеты «Завтра» опубликовал в «ЛитРоссии» другую, куда более важную работу под названием «Трагедия централизма», которую сам он считал пророческой.
Тем не менее указанные замечания отнюдь не снижают общего впечатления. «Пламя искания» – настоящая жемчужина литературной критики, с которой неплохо бы внимательно ознакомиться начинающим писателям. Ибо, как говорится, игра стоит свеч.
Дмитрий Колесников