0
1391
Газета Интернет-версия

28.01.2010 00:00:00

Тринадцатилетний классик

Тэги: мемуары, флобер, сатана


Гюстав Флобер. Мемуары безумца/ Пер. с фр., предисл. и примеч. Г.Модиной. – М.: Текст, 2009. – 318 с.

В последнее время стало очень модным находить у зарубежных или отечественных классиков не публиковавшиеся при жизни автора тексты и потом впервые их издавать, сопровождая вдумчивым предисловием и многочисленными примечаниями. Так, например, недавно в издательстве «Текст» вышел в свет «впервые на русском языке» сборник эссе и критических работ Сэмюэля Беккета «Осколки». «Азбука-классика» хвалилась набоковской повестью «Волшебник», которую только сейчас «вновь открыли» в Набоковиане на русском. Потом прогремела опять-таки набоковская «Лаура и ее оригинал» (о ней см. «НГ-EL» от 10.12.09), вопреки завещанию Набокова вынутая из банковской ячейки в Швейцарии и сенсационно обнародованная. Попали в этот список наконец и флоберовские «Мемуары безумца». Снова троекратное «впервые»: впервые опубликовалось, впервые полностью, впервые на русском.

Обычно от таких сборников, которые «впервые», ждешь не то чтобы сенсации, но точно какой-то изюминки. И, как показывает практика (с той же «Лаурой», например), ожидания иногда не оправдываются. В этом смысле «Мемуарам безумца» повезло, потому что сенсации в них нет, но точно есть изюминка.

Во-первых, перед нами не просто Флобер, а Флобер-подросток и Флобер-юноша, что уже интригует. Всегда интересно знать, чем жил будущий классик: какими были его детские страхи, подростковые комплексы, юношеские мечты, как он превращался из гадкого утенка в прекрасного лебедя, из замкнутого на собственном «я» автора исповедальных текстов в писателя, отстраненно анализирующего «другого». Именно такой логики и придерживались составители сборника: путь Флобера от отрочества к юности, где отрочество – это повествование от первого лица о своем внутреннем мире, воспринимающем внешний мир, взгляд изнутри, а юность – это уже повествование от третьего лица и разноголосие, взгляд со стороны, в том числе и на себя самого. Во-вторых, перед нами именно Флобер – зоркий и часто беспощадный наблюдатель за обществом и жизнью, а также мастер детали, стилист, цель которого – органичное сочетание содержания и формы, идеи и материи.

Открывается сборник «Вечерними этюдами» 13-летнего Флобера. «Этюды» начинаются с «Путешествия в Ад», в котором Сатана показывает герою свои владения – весь земной мир. В интертекстуальном плане, как отмечается во вступительной статье, этот «этюд» связан с Евангелием от Луки. Далее идут «Агонии» 17-летнего – собрание лаконичных философских зарисовок, пропитанных горечью разочарования, о смысле жизни, о смерти, о добродетели, о душе, о религии, о поэзии («единстве божественной природы, чувства и мысли»), об обществе, о человеке: «Что ж, человек – образ Бога. Какого? Того, кто властвует над ним. Сын ли это Добра, Зла или Небытия? Берите всех троих – и получите Троицу». Сами «Мемуары безумца», тоже написанные в 17 лет, посвящены флоберовскому противопоставлению себя («огромного, как Вселенная») не понимающим его ровесникам и учителям («глупцам, таким ничтожным, таким заурядным»), странствиям по бескрайней пустыне сомнения, а также первой любви. Описанная в «Мемуарах» Элиза Шлезингер будет владеть умом и сердцем Флобера на протяжении всей его жизни и возникнет то в образе Эммы Бовари, то в образе Саламбо.

«Моя жизнь – не события. Моя жизнь – это мысль», – пишет о себе Флобер. Именно органичное выражение мысли в слове было для него острейшей творческой проблемой, «ведь слово – это лишь далекое и слабое эхо мысли». Вначале Флобер чувствовал себя немым, проклятым, у которого «вместо слов на губах от ярости вскипает пена». В «Дневнике 1840–1841» Флобер описывает свое настоящее и заканчивает записи фразой «Прощай, Гюстав!». Прощанием с немым Гюставом-отроком служит и повесть «Ноябрь», в центре которой история угасания и символической смерти поэта.

В «Мемуарах безумца» Сартр находил первый опыт обращения французской литературы к бессознательному. В некоторых своих размышлениях о воспоминаниях Флобер практически предвосхищает метод припоминаний Пруста, когда «пустяк, самое простое событие, дождливый день, ясное солнце, старая мебель вызывали вереницу воспоминаний, неясных, призрачно бледных». И ведь в обоих случаях речь идет не о зрелом человеке, не об устоявшемся писателе, а об отроке, которому только предстоит стать классиком французской литературы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
992
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1342
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1021
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
848

Другие новости