В 37-м году, ровно через 10 лет после реализации уникального огоньковского проекта, «великие пожары» начались, и Михаил Кольцов под видом корреспондента был заброшен в Испанию, где участвовал в военных действиях... Вот ведь неугомонный был человек!
Фото РИА Новости
Больше 80 лет этот необычный литературный проект ждал книжного воплощения. В 1927 году тогдашний редактор еженедельника «Огонек» Михаил Кольцов задумал выпустить на страницах своего издания роман-буриме, в котором приняли бы участие наиболее известные писатели. И это удалось. 25 писателей – 25 глав романа.
Сейчас, конечно, все это видится совсем другими глазами. Примерно треть участников проекта – признанные классики российской литературы, все, написанное ими, априори интересно. Треть – авторы, хорошо известные в те годы, к примеру, модные газетные и журнальные фельетонисты, не оставившие после себя толстых книг, знакомство с ними весьма познавательно. Треть же была репрессирована и забыла, а это значит, что по отношению к ним выход этой книги – еще и дань исторической справедливости. Кроме всего прочего роман получился криминально-авантюрным, де еще с элементами фантастики, де еще с изрядной порцией юмора. Читается на одном дыхании. В общем, книга эта интересна и специалистам-литературоведам, и простым книгочеям.
Зачин написал Александр Грин: в провинциальном городе происходит целая серия странных возгораний, все это как-то связано с иностранным предпренимателем, вытсроившем потрясающий своим дизайном особняк, и желтыми бабочками – они появляются каждый раз, как предвестники бедствия. Его логично продолжил довольно популярный тогда Лев Никулин. За ним были: Алексей Свирский, Сергей Буданцев, еще молодой, но уже заявивший о себе Леонид Леонов. Потом – Юрий Либединский, Георгий Никифоров, Владимир Лидин┘ Исаак Бабель все буквально первернул с ног на голову, он устроил настоящую стилистическую борьбу с Грином: все, что у первого романтично, загадочно и фантастично, то у второго – приземленно, пошло и комично. Загадочный иностранец превращается в старого затравленного еврея-имигранта, облопошенного бездельниками «из бывших», опрометчиво нанятыми им на бирже... Продолжили текст Феоктист Березовский, фельетонист, известный под псевдонимом А.Зорич. Известный маринист Алексей Новиков-Прибой придумал порт и красочно спалил в нем целый танкер с нефтью. Дальше писали: Александр Яковлев, автор бессмертного «Сорок первого» Борис Лавренев, не требующий особого представления Константин Федин, Николай Ляшко┘ В тексте были и пассионарные пролетарии, и мелкая шпана, и загадочные агенты, и зарубежные предприниматели, и доморощенные нэпманы, и самодеятельные актеры┘ Алексей Толстой вернул русло повествования в область фантастики – даже «открыл» новый элемент таблицы Менделева, который содержится в пылце крыльев бабочки и заставляет воздух вокруг них самовозгораться. «Серапионовы братья» Михаил Слонимский и Михаил Зощенко приправили текст здоровым юмором – последний смачно воспроизвел быт пожарной команды. Вера Инбер ввела евреев и пионеров. Продолжали: писатель, работавший под псевдонимом Н.Огнев, еще не написавший своих «Двух капитанов» Вениамин Каверин, Александр Аросев, Ефим Зозуля, ну и сам Михаил Кольцов, собравший всю эту путанную историю воедино. При всем эклектизме получилось единое произведение – о страхе, о беспокойстве, о грядущих потрясениях. Последняя фраза романа: «Большие пожары» позади, великие пожары – впереди!» Что было впереди, нам хорошо известно.