0
2281
Газета Интернет-версия

22.10.2009 00:00:00

Толстой, Достоевский и Сотона

Тэги: пелевин, роман


пелевин, роман Непротивление злу насилием и ненасилием.
Джованни Бенедетто Кастильоне. Пастораль. М., ГМИИ им. А.С.Пушкина

Виктор Пелевин. Т. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.

Ажиотажа новый роман Виктора Пелевина не вызвал. Хотя название хорошее: «t», как написано на обложке или «Т», как указано в выходных данных. Всего одна буква. Следующий роман Виктора Олеговича, судя по всему, выйдет и вовсе без названия. Книжка поступила в продажу, как и было объявлено, в минувший вторник, 20 октября. Очередей за новым Пелевиным я не видел. Впрочем, покупал его не в крупном книжном магазине, а в ларьке, на входе в метро. За 359 рублей.

Поначалу, скажу честно, скучновато. Просто триллер с элементами мистики. Борис Акунин. Или Леонид Юзефович. Но потом Пелевин все-таки «раскочегаривается», становится и абсурдно, и запутанно, и смешно.

У Сорокина порой хороши целые страницы, у Пелевина – абзацы. Но если «внедриться» в текст, то перестаешь замечать и отмечать, абзацы сливаются в один. Что и требуется автору.

Главный герой – граф Т. Из Ясной Поляны. Вегетарианец, мистический авантюрист, блестяще владеющий незнасом – таким вот видом восточных единоборств. Естественно, полное название звучит так: непротивление злу насилием. Он направляется в Оптину Пустынь, «чтобы покаяться и примириться с Церковью». Его преследует агент сыскного отделения Кнопф. Зачем – не вполне понятно. Исключительно для сюжета, «чтобы было интересней». Потому что и Т., и Кнопф, и прочие – всего лишь персонажи. Романа, который пишут другие персонажи.

Очень хорошо у писателя П. про писателей, пусть и персонаж говорит, а не автор, но все равно хорошо, да и все там у него – персонажи, включая автора: «Диавол есть обезьяна Бога – он творит таким образом полный страдания физический мир и наши тела. А писатель есть обезьяна диавола – он создает тень мира и тени его обитателей». После смерти писателей ждет страшное наказание. Их душам «впоследствии приходится играть роль героев, испекаемых другими демиургами». И так далее соответственно. Так что главный герой на самом деле никакой не граф, а персонаж, которого придумал литератор Ариэль Эдмундович Брахман и «которого после смерти ждет похожая судьба». С другой стороны, Т. и есть подвергаемый посмертному наказанию граф Толстой. Сам Ариэль Эдмундович живет, как нетрудно догадаться, в XXI веке. Хотя не факт, что Т. и есть Толстой. Может быть, граф Толстой стал другим персонажем.

О художественных достоинствах романа Пелевина говорит персонаж романа Пелевина, который по совместительству является Пелевину коллегой, то есть писателем: «Вы герой повествования, граф. Можно было бы назвать вас литературным героем, но есть серьезные сомнения, что текст, благодаря которому вы возникаете, имеет право называться литературой».

Да и Брахман, как выясняется, не в одиночку пишет роман про графа Т. Он руководитель группы писателей, каждый из которых отвечает за отдельный аспект повествования. А Ариэль только сводит воедино, не создатель, а главный создатель, бригадир. Таким образом, если кто не знает, работают бригады «литературных негров». Их всего – вместе с Ариэлем – пятеро. Митенька Бершадский, Гриша Овнюк, Гоша Пиворылов и пятый, его Ариэль не любит, не хочет даже вспоминать. На премию «Большая Гнида» они даже не рассчитывают, но заработать планируют. Так что все же не вполне «негры», под своими именами работают. У Кнопфа своя версия происходящего, кто прав, а кто не прав – пусть читатель решит сам. По Кнопфу, речь идет «о секте посвященных гермафродита с кошачьей головой», цель которых – принесение графа Т. в жертву. Чтоб остановить жертвоприношение, Кнопф готов на все, готов и убить Т., но гибнет сам.

Потом авторы текста про графа Т. перестают его писать, персонаж вынужден выживать в одиночку. Писать. Сочинять себя и свои похождения. Появляется и сам Толстой, и Достоевский. Дальше – больше. Сумбур вместо литературы, и какофония вместо прозы. «Достоевский глотнул теплой водки и задумался. Трупы мертвяков, лежащие на мостовой под надписью «СОТОНА ЛОХЪ», уже почти распались на элементы...» Пелевин зашкаливает Пелевина. Герой из героя становится автором, и наоборот. В конце концов финальная дуэль автора и персонажа приводит к победе персонажа. Хотя о какой победе тут может идти речь? Но выглядит забавно: «...Ариэль принялся яростно молотить по клавишам, время от времени поворачиваясь, чтобы выкрикнуть набиваемые слова в лицо нависшему над ним огромному Т.:

«Но когда Т. попытался просунуть кота сквозь границу, – орал он, – выяснилось, что это невозможно... Совсем невозможно! Лапы кота разъезжались по непроницаемой поверхности шара, как по бронированному стеклу, и кот обиженно мяукал, не понимая, что творится...»

Однако в действительности происходило совсем другое...»

Ага, «в действительности». Я же говорю: забавно. Персонажам Пелевина и их отчасти реальным прототипам должно понравиться.

Плюс счастливый конец. Хороший и добрый финал. Пастораль всеобщего узнавания себя в себе, и не только. Непротивление злу насилием и ненасилием.

Как там у Светлова? «Товарищи классики!/ Бросьте чудить!/ Что это вы, в самом деле,/ Героев своих/ Порешили убить/ На рельсах,/ В петле,/ На дуэли? (...) И если в гробу/ Мне придется лежать,– Я знаю:/ Печальной толпою/ На кладбище гроб мой/ Пойдут провожать/ Спасенные мною герои./ Прохожий застынет/ И спросит тепло:/ – Кто это умер,/Приятель? –/ Герои ответят:/ – Умер Светлов! / Он был настоящий писатель!»

Не уверен, что персонажи Пелевина очень уж любят своего демиурга. Да только бежать им некуда. Классик есть классик.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1004
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1361
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1036
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
861

Другие новости