0
1310
Газета Интернет-версия

01.10.2009 00:00:00

Превратнодушная идеология "либеде"

Тэги: алешковский, роман, жизнь


алешковский, роман, жизнь А в детских-то книжках не матюгнешься, верно, Иосиф Виссарионович?
В.Говорков. Спасибо любимому Сталину за счастливое детство. 1936 г. М., РГБ

Юз Алешковский. Предпоследняя жизнь. Записки везунчика: Роман. – М.: Астрель, 2009. – 478 с.

Только очень самовлюбленные литераторы (настолько самовлюбленные, что написать хоть что-нибудь путное у них уже не остается ни времени, ни сил) говорят: вы не дочитали до конца мою книгу или читали невнимательно, у вас плохая рецензия. На самом деле такая рецензия – лучшая рецензия. Потому что если не дочитал даже рецензент (или читал невнимательно), то дело в книге, а не в рецензенте. Хорошую-то книгу, поди, точно бы дочитал. И не надо валить на якобы «спешку». Чтобы прочесть роман в полтысячи страниц достаточно два раза съездить на метро и один раз сходить в туалет. Хотя я, признаться, новую книжку Юза Алешковского читал еще и в рюмочной. Читал и смеялся. А что было делать? В Тушине открыли новую рюмочную. Там в советское время был общественный туалет. Потом – ничего, потом аптека, потом казино. Сейчас вот рюмочная. Водки еще нет (недавно открылись), только пиво. А когда я уютно устроился с Алешковским – еще и свет погас. Короче, в метро дочитывал.

Итак, Юз Алешковский, автор одной из лучших, на мой взгляд, книг о любви (я имею в виду повесть «Николай Николаевич»), автор бессмертных блатных песен (я имею в виду «Песню о Сталине», «Окурочек», «Советскую лесбийскую» и проч.), автор прекрасных детских повестей про мальчика по прозвищу Двапортфеля и собаку по кличке Кыш. Автор множества других замечательных книжек. Иосиф Ефимович Алешковский, более известный как Юз Алешковский, пишет о нем Википедия. Был он и в армии, и на зоне, и в эмиграции.

Основной упрек ему: очень много мата.

Мне не кажется, что много, но тем, кому все-таки кажется, что много, скажу: а как иначе? Был он и в армии, и на зоне, и в эмиграции. Да еще и книжки детские пишет. Там-то не матюгнешься, в детских книжках. Поэтому скажу еще раз: а как иначе?

Теперь о романе. Сначала самое главное: успокойтесь, книга смешная. Я тоже боялся, чуть ли не до середины книги боялся. А ну как похуже, чем то, что раньше писал? А ну как совсем не то? Может, и не то, но не совсем. На мой взгляд, перед нами – второй том «Мертвых душ», но написанный – угадали – Юзом Алешковским. В конце концов новый роман Юза Алешковского и впрямь написал Юз Алешковский. Слишком много «про доброе» и даже про то, что «в истинно Божественном Предложении возможны лишь Неподлежащее и Несказуемое»? Все правильно, не первый же том упомянутых уже «Мертвых душ».

Зато Алешковский пишет все так же плотно. В «иронических детективах» – одна шутка на десять страниц. У Алешковского каждый абзац вызывает или смех, или слезы. Абзацы, правда, у него случаются и довольно длинные. Зато каждый – вызывает или смех, или слезы. Может, он специально, может, сознательно? Фишка, может, такая?

Не знаю. Но не процитировать не могу: «...Так и прожили бы вместе всю остальную жизнь, поскольку прошли времена Уайльда, пианиста Игумнова, Вадима Козина, солистов балета Большого театра, даже, поговаривают, Маркса с Энгельсом и Берии с Маленковым, которых Гуталин под конец жизни самостоятельно обстоятельно подозревал в антипартийных замесах Глинки, бессознательно ассоциируя это дело с Чайковским, якобы пытавшимся растлить Римского одновременно с Корсаковым». А слова и обороты? Вошел и «запьянословил», «...в угоду превратнодушной идеологии «либеде» (либеральной демократии)...» и так, ясное дело, далее.

Сюжет простой. Судьба фарцовщика (в поздний застой), потом, скажем так, делового человека (в перестройку и безумные 90-е), его любовь к двум женщинам и одной собаке. Зовут его, как и деда, Владимир Ильич Олух. Есть у него и «кирюха» закадычный, чьи забавные куплеты герой все время цитирует. Отец «кирюхи» – сначала советский, а потом «отставной» писатель, мать – одна из тех самых любимых женщин.

Кончается все дефолтом 1998 года.

Что тут сказать? Правильно: жаль, что Алешковский не Проханов. Пишет не так много и не так часто. А то очень уж хочется продолжения – про наши, про «нулевые». Страшно? Страшно, конечно. Но ведь нет времени смешней, согласитесь, чем нынешнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
813
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1073
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
858
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
699

Другие новости