0
1861
Газета Интернет-версия

30.04.2009 00:00:00

Натура и культура

Тэги: гачев, культурология, философия


гачев, культурология, философия Гачев в кругу семьи.
Фото из архива Георгия Гачева

23.01.2006. МОЦАРТИАНСТВО И САЛЬЕРИЗМ. В связи с годом мировым Моцарта: 250 лет с рождения – нам повод заново продумать миф, мощный, внесенный в общественное и художественное сознание России Пушкиным в его «маленькой драме» «Моцарт и Сальери». Она – из того протуберанца, вспышки его гения, что совершалась в Болдинскую осень 1830 года. Арестованный карантином в отдаленной от страниц деревне, куда поехал на несколько дней уладить хозяйственные и денежные дела накануне женитьбы с Натальей Гончаровой, он застрял на два месяца во глубине Руси. Кипел яростью и страстью перед вдруг поставленной перед ним неодолимой препоной-плотиной. И куда рвануться напору Эроса, раз невозможен по горизонтали: в путь-дорогу да на свадебку?.. Разве что – вверх в Небо и во все стороны свет-космоса. Вселенной разбрызг спертой спермы Эроса: перекачка, пресуществление в иную форму зачатия-рождения – в творчество. И вот оно взорвалось фонтаном: «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», сколько стихотворений «высшего пилотажа» излучились из него!..

Второй раз сверхсила из Бытия вторгается в течение его частной жизни, которую оно могло бы расплескать в суете светской, как вертопрах, – чтобы переключить его гений в сторону Абсолюта, в Дух – в это русло повернуть его Волгу. Первый раз – ссылка в деревню Михайловское волею царя = Истории, и там и тогда творился «Евгений Онегин» и проч. – вот второй раз вторглась Холера чума прямо из Бытия лик, предтеча самой Смерти и пальнула в него «мементо мори» = «помни, что умрешь!..» И в этой ситуации священного ужаса обуял его «пиитический восторг» творчества: сейчас или никогда! выразиться, совершить-ся? В ситуации КАНУНА, «на пороге», в «пограничной ситуации» – и возникают высшие создания, в коих глагол Свята Духа чрез человека, ядерный взрыв «я», образа Божия и подобия – каков он в данной личности. И таким образом – при вмешательстве в сотрудничество сверхсил: Истории и Космоса со-при-чинены эти эманации Русского Духа через гений Пушкина. Вселенско их значение, бытийственно.

Но таково и свойство МИФА. Факт реальной действительности служит поводом и не важен, и может быть неверен. Так слух, предание о том, что Сальери отравил Моцарта, – послужили искрой, чтоб воспламенился костер воображения и возрос о Мировое Древо художественного Мифа про «Гений и Злодейство – две вещи несовместные» – так ли это?.. Как Ахматова поведала: «из какого сора растут стихи», – так и тут из сора слуха, может быть, клеветы, что ни за что очернила навек человека – достойного композитора Сальери, – выросла мифологема, мировая модель – о двух популярных вариантах отношений между художником как человеком в жизни – и им же как гением, рождающим шедевр, «перл создания» – и это с участием сверхсил бытия, когда

┘Божественный глагол

До слуха чуткого коснется┘

– как уже ставил эту проблему Пушкин в стихотворении 1827 года «Поэт».

Сальери же – иной тип человека и творца – я бы сказал – «декартов», кто совершенно из «я», как нормальный средний человек, «гомо сапиенс», без необходимости Бога и вмешательства сверхсил Бытия, но лишь из «я», из своего разума, ума и труда, самоопорно, может познавать Истину и создавать Культуру, в том числе и в цеховом ремесле Музыки сочинять прекрасные и образцовые, нормальные произведения – не нуждаясь в содействии «божества» и «вдохновенья»!

Но таков был великий шаг к Свободе человека и его ума, что совершали Декарт, Ньютон, Кант – в XVII–XVIII веках, откинув схоластику и метафизику в теософии и всякие отсылки на «субстанции» и «жизненные духи» и «божественные энергии», они основали познание человека как НАУКУ и труд человечества, его «про-МЫШЛ-енность» – самоопорно на способностях среднего человека среднего ума и сословия. Они обосновали самость человека, его веру в себя: что он много может своим разумом и трудом постичь и сотворить – нормальную жизнь в гражданском обществе и культуру, науку и искусство – без надобности прибегать к иррациональным силам, идеям, категориям, мечтаниям, кажимостям – что сверх нашего ума и умения – к «божественным»┘

Мало ли это?.. Так вот: Сальери – представитель такого, декарто-кантова модуса человека, его устроения жить в социуме по законам и правам человека, в труде и творчестве по нормам и мерам мастерства. И именно трудом таковых построены города, быт, комфорт – словом, вся современная цивилизация.

Но в том числе и приемы мастерства в искусствах, а в музыке – контрапункт, сонатная форма, тембры и техника игры на инструментах. И во всем этом Сальери – вершина, достигаемая школой, отличником в норме и мере среднего человека. Мастер и знаток, он тайны ремесла передавал далее, был учителем Бетховена. А и сочинения его прекрасны – на высоком уровне и в стиле эпохи: оперы, сонаты. Ведь слушая музыку эпохи XVIII века вы не сразу отличите Баха-гения от Телемана – большого таланта и мастера┘ И усилиями, трудами таковых – «сальериевцев» создается высокий уровень культуры, профессионализм в каждой области – так сказать, горная система, хребты, над которыми уже возвышаться в заоблачность вершинам-пикам: Моцартам, Эйнштейнам, Пушкиным, Шостаковичам в наше время. Могла ли быть симфония им сочинена без консерваторской школы оркестровки – выучки «сальеристской»?.. А вот иной нынешний бард берет гитару – и брякает что-то попсовое – и ссылается на Моцарта: мол, он напрямую по вдохновению сочиняет!.. «Композитор»!..

24.01.2006. По антропологии Пушкина, в человеке могут быть полярно разведены человек жизни и творец-гений-художник:

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен┘

И меж детей ничтожных мира.

Быть может, всех ничтожней он.

И Моцарт – «гуляка праздный», играет на полу с мальчишкой – и когда творит – бог, кто «не достоин сам себя». Русский максимализм: состояния «или – или». А между ними – зияние. Особенно в космосе и антропосе и социуме России, где проблема – среднее звено, среднее сословие, средний, человек, честный и добродетельный, гражданин, семьянин и мастер-профессионал в своем деле. Человек МЕРЫ во всем. Цивилизация Запада сделала ставку на такой тип человека и выработала его – «бургер», «буржуа», «мещанин»┘ А и Пушкин причислять стал себя к этому типу: в автобиографической рефлексии в поэме «Езерский» он о себе:

Я мещанин, как вам известно,

И в этом смысле демократ.

И как мастер в своем деле берет плату за труд и на заработок живет:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Так что установку Сальери он тоже понимает – и носит их обоих в себе: и Сальери, и Моцарта – и из себя извлекает, как фокусник, поэт-маэстро, платки из шляпы┘

И вопрос: на что делать ставку человеку в своем развитии и обществу в устроении и воспитании, в том числе и в школе? На целостного, гармонического, всесторонне развитого в средней мере – или на гения в одну сторону, чемпиона и звезду, кто поборает в конкуренции на Рынке. Между прочим, так уже нацеливал и выращивал отец Моцарта Леопольд своего сына как вундеркинда, став ему импресарио-антрепренер. И это уже принцип Рынка. Он антиподен принципу и Культуры, и Жизни.

Или так выразить эту проблему: Физкультура или Спорт? О чем радеть, что развивать в человеке: здоровое тело и дух и ум, способные понимать и творить и в слове и в числе, – или вытянутых в одну сторону-способность узких специалистов, чемпионов в своей области и тупых почему?.. Таковые рекордсмены и «звезды» успеха надрываются и умирают, как Моцарт в 37 лет, как и чемпионы в спорте, жертвенники в жизни.

Но и в среднем человеке и музыканте большого таланта Сальери тоже проблема: куда нацеливаться в развитии? В начале – Любовь к МузЫке, восторг и слезы и был просто любителем-«дилетантом». Но постепенно осмелел, стал робко сочинять, овладел техникой ремесла: «перстам придал послушную, сухую беглость». «Я наконец в искусстве безграничном достигнул степени высокой» – стал как все мастера цеха. И радовался – как гражданин республики Музыки ее высоким развитием и статусом в обществе. Или как гражданин-патриот радуется, что благодаря физкультуре люди растут здоровые┘ И вдруг появляется – суперчемпион, гений, явно с «допингом»: ему ж Бог, Аполлон помогает. Это же взрыв меры и самостояния человека и гармонии – в тартарары катиться Человечеству, если таковая установка берет верх. Так что ужас перед Моцартом, священный в нем (как при явлении-откровении Бога): значит, снова прочь Наука, а снова молись Богу, чтобы родить теорию – там квантов – и решать теорему Ферма?.. Декарто-кантов принцип и светская культура – прочь?.. И снова чародеи и волшебники и гадалки, и теософы и проч. вторгнутся в сферу Свята Духа и Логоса!.. Надо остановить – пророка сего сверхчеловечества.

Так что идеологично восстание Сальери. Однако уже и примешивается в подспуде эмоция – зависть к Гению, и он уже как по законам Рынка действует: устраняет конкурента. Этот мотив тоже проступает, проговаривается в конце:

Но ужель он прав, И я не гений?

Сюжет ЗАВИСТИ, психологический, эмоциональный, затмевает прочие аспекты в мифологеме пушкинской про Моцарта и Сальери. Он на поверхности, оче-виден. Но там и многие иные – и их я пытаюсь вытащить и осмыслить. И вот этот – между массой людей и избранниками творчества. Оставаться ли массе человеков толпой чернью, над которой – гений как ветер и бог – или всех поднять, доразвить до среднего уровня культурности – а там, пожалуйста, расти, гений, хватай звезды? В чем величие цивилизационного проекта советской эпохи? Из необразованной массы через всеобщее образование и высокий престиж науки, искусства и литературы создан средний человек высокого уровня и всестороннего развития. Хотя потешаются ныне над десятками членов Союза писателей в СССР, но на этом престиже Слова – и аудитория читательская, и творцы экстра-класса восходили┘ Об этом соотношении средних художников и гениев хорошо у Некрасова сказано. В больнице умирает писатель бедный и несупешный, но преданный делу Слова:

Если бы не было нас,

Жалких писак и педантов,

Не было б (думаю я)

Скотто, Шекспиров и Дантов!

Ведь и Пушкин возрос на почве высокого поэтического дилетантизма воспитанников Лицея, где все почти «баловались» стихами.

Нынешний же рыночный стиль цивилизации – взращивает «звезд» и «чемпионов», оставляя «массовую культуру» на пошлом уровне «попсы»┘ На таковом гумусе не возрастут Шостаковичи и Стравинские┘

10.02.2007. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. На этот сюжет зовут на ТВ толковать – завтра.

«ЭКО-логия» – от греч. «ОЙКОС» – «дом», «двор», «хозяйство». Отсюда и Ойкумена = Вселенная, и «Эко-номика» = правила-законы хозяйствования. «Культура» – это все то, что не «НАТУРА» – не «ПриРОДа» – не рождено естественно, не выросло, как растение, а сотворено искусственно – человеком, человечеством, трудом-творчеством. Это – Культура в широком смысле – и мы живем-обитаем не в Природе, а в Культуре. И вот когда Культура и ее более узкая ипостась – Цивилизация (от «цивес» = «город») развились настолько над Природой, в ее покорении и так насели на нее, что стали угрожать Природе – всему естественному, в том числе и Растению, Рожанию, Живому – в том числе и Жизни на Земле (и во человеках), – спохватились разумом – и родилось слово от эксплуатации безудержно-эгоистической на потребности человечка материальные, прежде всего. Ибо рубится сук, на коем сидим-живем, и губится «БИОсфера», принцип, гений Жизни самой. Ибо это как раз именно «ГЕНий» – от корня «ген» = «рожать» откуда и «женщина» = «гюнэ» и гинекология┘

И от в мета-форе, «переносе» идей – Экология – с Натуры перенеслась на Культуру! Ее тоже пристало спасать – от безудержной цивилизации человечка. Культура – тоже хозяйство, дом, где живем, и хозяйствовать надо рачительно и с умом, благоразумием, разнообразие пород блюдя – цветник и спектр существ, чтоб Мера и Гармония царили-управляли – как Справедливость в Общества – так и в силах.

А что же произошло в ходе истории? Перекос – в сторону Силы и Примитива! «Выживание наиболее приспособленных» – англосакс Дарвин открыл-объявил как всезакон. А кто – «наиболее приспособленные»? – Простейшие организмы, вирусы, всеядные крысы, саранча – всё пожрут, когда роскошные породы: мамонты, тигры и зебры-газели, пшеница и яблони – вымрут.

То же и в общежитии людей простейшие регуляторы: сила, деньги и число-счет в уме-науке: механическое счисление, информатика вместо творчества.

И вот если окинуть общим взглядом панораму современности, то явный крен от сложного в сторону упрощения и примитива во всем. От симфонии и тембров оркестра – попса и тамтам, шумовое бряканье из децибелов оглушающих с повтором одного мотивчика – и это в массе – на стадионе под вскидыванье рук ошалелых. Это тебе – не камерная музыка вслушивания, что воспитывает Личность. Нынешнее же – атома-робота. И квази-«искусство» – вместо созерцания и медитации – над картиной или поэмой – штукарство и верлибр без сопромата рифмы – или намалевать квадрат иль пятно – и толковать абстрактное искусство: что бы это значило? Не нужно учиться рисунку иль гамме цветовой, а – остроумие вместо гения. Комбинаторика из готовых элементов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
575
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
723
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
609
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
495

Другие новости