Джордж Гуницкий. Берег слова. – СПб.: Красный матрос, 2009. – 108 с. ISBN 5-7187-0870-3
В начале 70-х годов Анатолий Гуницкий, известный в андеграундных кругах под именем Джордж, вместе с Борисом Гребенщиковым организовали группу «Аквариум». Потом он ушел из коллектива для того, чтобы всерьез заняться поэзией и театром абсурда. Однако дружба с рокерами на этом не прекратилась – на его стихи написано немало популярных песен. Среди них «15 баб» и «Два тракториста» Гребенщикова, «Лабрадор–Гибралтар» Бутусова и др.
В сборник вошли стихи, в которых озорство сочетается с мудростью, шалость – с глубиной. «Я пробую ритм на ощупь/ Надеюсь, что он/ Поможет мне перепрыгнуть/ Через ничто – в никуда/ Туда, где я еще не был».
Сергей Куриц, Валерий Воробьев. Болезни государства. Диагностика патологий системы государственного управления и права: Монография. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2009. – 472 с. ISBN 978-5-9228-0490-5
По мнению авторов, методология системного подхода до сих пор не нашла должного применения в отраслях знания об обществе и государстве, хотя результаты ее практического использования для решения острейших проблем впечатляют. Одна из причин непопулярности этой методологии (если не считать широчайшего и нередко бессодержательного распространения самого термина «системный») лежит в доминировании индуктивного мышления, в то время как системные исследования базируются на дедукции – форме мышления, к которой не подготавливает ни школьное, ни университетское образование. Используя системный подход, авторы разработали метод диагностики социальных болезней и установили признаки эталона здорового государства. Апробация диагностики проведена на базе конституций ряда государств мира.
Александр Чанцев. Бунт красоты. Эстетика Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова. – М.: Аграф, 2009. – 192 с. ISBN 978-5-7784-0386-4
На первый взгляд тема книги – воплощение идей Юкио Мисимы в творчестве Эдуарда Лимонова и некоторых его последователей – может показаться странной. Но только на первый. Автор исследования, японист, литературный критик и прозаик, финалист премии «Дебют» Александр Чанцев (род. 1978) убежден, что «Лимонов является своеобразным «продолжателем дела Мисимы», потому что он не только использует элементы художественной системы Мисимы, но и развивает их, идет дальше по тому пути, по которому шел Мисима. И это касается не только книг, но и жизни». Например, для обоих писателей характерно «отсутствие в художественной системе┘ этики». Другим творческим общностям посвящены главы «Фантом красоты в пустом саду», «Трудное общее дело пол», «В смерть бултых», «Без знамени»┘
Режимные люди в СССР/ Отв. ред. Т.Кондратьева, А.Соколов. – М.: РОССПЭН; Фонд первого президента России Б.Н.Ельцина, 2009. – 368 с. (История сталинизма). ISBN 978-5-8243-1097-9
Под «режимными людьми» авторы сборника – историки, философы, географы – подразумевают не только сотрудников секретных предприятий, «хранителей секретных документов»: «Нас интересуют такие режимы, которые представляют собой набор правил, организующих работу, или регулирующих жизнь людей, или и то и другое вместе. И они нас интересуют в той мере, в какой подчиняют себе людей, которые по причине предписанного подчинения составляют единую группу, несмотря на то что они разные по образованию, профессии, служебному положению, месту жительства». В центре внимания – колхозники и творческая интеллигенция, «люди с номерами», населявшие ГУЛАГ, обладатели «кремлевки», жертвы «пятого пункта» и др.
Татьяна Щербина. Они утонули. – М.: ИД Юность, 2009. – 176 с. ISBN 5-88653-090-8
Очередной сборник стихов, эссе и маленьких пьес Татьяны Щербины. Значительная часть книги – и стихи, и эссе, и пьесы – публиковалась в «НГ» и «НГ-EL». Составлена книжка своеобразно. Стихи чередуются с эссе и идут очень часто как бы парами. То ли эссе поясняют стихи, то ли стихи иллюстрируют эссе, а точнее, и то и другое. «Я живу в несуществующей стране,/ недостроенной, в лесах, ломают сруб,/ ставят новый – елки с палкой, сны в сосне,/ зуб шиповника терновнику за зуб./ В саду ягода малинка, плод шипов,/ тело в крапинку – сорняк крапива жжет,/ в среду жжет, в четверг накладывают шов,/ как осока полоснет кого в живот...» И следом – эссе «Фальшивая страна»: «Вместо «Народ и партия едины» – «Кто не в «Прада», тот лох» (в витрине ЦУМа). Смысл примерно один...»