МЕРКУРИЙ ВОСТРЕБОВАН
Катя Рубина. Меркурий до востребования. – М.: Астрель, АСТ, 2009. – 320 с.
Живопись и книги, литература и изобразительное искусство – в творчестве Кати Рубиной давно и сложно переплелись. Катя Рубина – художник и литератор. Ей досконально известен мир столичных художников, так называемой московской богемы. На страницах романа мы видим разных людей. Одни живут искусством, другие при искусстве. Одни «пиарят» и «втюхивают», другие делают свое дело. Мир Кати Рубиной – это книги и картины. Мир, необыкновенно своеобразный и увлекательный. Мир, где правят юмор, любовь, красота и романтика.
Из аннотации: «Как понять, где твоя настоящая жизнь – в круговороте фальшивых улыбок Московской богемы, в ускользающем мире воспоминаний об утраченном счастье или в недописанной книге?»
Как искусствоведу мне приходится сталкиваться с огромным количеством литературы по изобразительному искусству: монографии, воспоминания, литературные серии «Жизнь в искусстве», художественные произведения, написанные художниками и о художниках. Однако, говоря о книге Кати Рубиной, не хочется заниматься искусствоведческим разбором. Книжка-то хорошая. Веселая и грустная, в ней, как в жизни, все присутствует. Жанр определить трудно. А может быть, не надо определять? Он просто очень современен.
Олеся Сидоренко
ОДУВАНЧИКИ И СУБАЛЬПИК
Ваграм Кеворков. Романы бахт: Повести, рассказы, эссе.– М.: Книжный сад, 2008. – 320 с.
Ваграм Кеворков (р. 1938) – «русский сын армянского народа», когда-то работал кинорежиссером, диктором ТВ, журналистом, конферансье, директором цыганского ансамбля Николая Жемчужного «Ромэн». Работал и думал: хорошо, если бы нашелся кто-то, кто написал бы книгу о моей жизни. И вот такой человек нашелся: это он сам. Он сел и написал эту книгу рассказов, повестей и эссе.
В заглавном рассказе сборника «Романы бахт» («Цыганское счастье») Кеворков пишет о том, как он выступал с Жемчужным и его группой «Ромэн» в разных городах и селах России, в республиках СССР и за границей. И сколько всего грустного и веселого случалось с ними, а иногда и страшного. По дороге в Апшеронск, которая пролегала через ущелья и пропасти, их автобус «Икарус» чуть было не смыло «ливнепадом» в бурную реку Белую. А в Магнитогорске их долго не пускали в гостиницу «Азия», потому что там до них были цыгане, которые чистили свои сапоги скатертями и запалили костер в номере люкс.
Действие многих рассказов Кеворкова происходит на территории, когда-то освоенной в литературе Пушкиным, Лермонтовым и Бестужевым-Марлинским, но совершенно не освоенной новыми русскими писателями нашего времени, то есть в Крыму, где произрастают не стандартные для русской прозы березки, клены, ромашки и одуванчики, а кипарисы, магнолии, мальвы, азалии, ливанские кедры, анемоны, секвойи, араукарии, пинии, алыча, субальпик. Героиня рассказа «Эликсир жизни» Коко попадает из Москвы в Ессентуки, в санаторий, в отпуск и оказывается в Раю, в котором такой женщине, как она, страстной, ненасытной, неутоленной и неутомимой в любви, никак нельзя сдержаться и не сорвать яблока с древа, и она срывает его и отдается своему партнеру, кавказцу Эдико, и не где-нибудь, а «в цветущем субальпике».
В прозе Кеворкова много песен, музыки. Тут и фламенко – «танец испанских цыган», и песни Высоцкого и Галича, русские, украинские, армянские, польские песни, и органная музыка Баха, и частушка «Ох, хорошо тому живется, кто с молошницей живет! Молока с утра напьется и молошницу...» Все это создает некую биосферу и ауру прозы Кеворкова и помогает лучше воспринять и почувствовать героев и персонажей автора.
Рассказ «Любимов, Высоцкий и...», которым заканчивается книга Кеворкова, – это гимн Любимову, Высоцкому, Золотухину, другим артистам «Таганки», которые являются ее гордостью и ее лицом или прекрасными черточками этого лица. Кеворков пишет о «Таганке» не как искусствовед, не как аналитик, а как ее поклонник со стажем и как писатель с острым зрением, с тонкой внутренней организацией и с темпераментом южанина.
И еще. Оформил эту книгу – и очень интересно – художник Александр Трифонов.
Нина Краснова