0
2367
Газета Интернет-версия

29.01.2009 00:00:00

Площадной поэт

Тэги: поэзия, игнатенко


поэзия, игнатенко

Юрий Игнатенко. Распахнутый интим. Откровения инфляции чувств. – М.: ПКЦ Альтекс, 2009. – 132 с.

Пора наконец понять, поэзия текста, книги – далеко не вся поэзия. Поэзия звука, речи – это другая поэзия, принципиально отличная по всем статьям (пардон – по всем статям).

Есть поэзия канона, кокона, клетки из обложек, куда загнаны строчки гербариями засушенных рифм, букв и проч. И есть поэзия, где книга – не плоскостью, а площадью, звуком, разливанным во всем пространстве, видимом очам, простерта и парит.

Книжная версия для уличного поэта (лицедея, артиста, клоунa, чтеца) – как пьеса для театра (режиссера, актера). Объект преображения, а не обожания. Книга – начало, искусство на вырост, а не итог...

Понять, что есть принципиальная разница меж Поэзией и Поэзией... Что глубинен смысл их дуэта-дуэли, где борьба эстрадных поэтов и тихих лириков – лишь частный случай, а не эстет-бомба 60-х годов ХХ века... Понять все это мне помогла манифестационная «Исповедь» ваганта Архипиита Кельнского – еще двухвековой давности (перевод Льва Гинзбурга):

Существуют на земле
всякие поэты:
те залезли, что кроты,
в норы-кабинеты.
Как убийственно скучны
их стихи-обеты,
их молитвы, что огнем
чувства не согреты.
Этим книжникам претит
ярость поединка,
гомон уличной толпы,
гул и гогот рынка:
жизнь для этих мудрецов –
узкая тропинка.
И таится в их стихах
пресная начинка...

С первых же строк сквозь музыку древнего Архипиита прорезывались скулы другого поэта. Облик, стать, нрав, позиция нашего современника – Юрия Игнатенко...

Оказалось, бродячий уличный поэт – дотопал, добродил, добрел до наших дней...

Невозможно отнять у Юрия его главную Книгу – Архиартистический Арбат, который он более 25 лет осваивал, охаживал своими шагов саженями – гроздьями рифм, рифами метафор, агрессивной контактностью... Общий уличный стаж 47 лет.

Озолоти его пожизненными избыточными гонорарами – Юрия Игнатенко не купишь. Он все разно будет рваться – туда: в ночь, в дождь, в риск ножевых «гонораров»... В гомон рынка, в ярость поединка. В вихри лиц и судеб...

Он как Поэт – больше собственного текста, не равновелик его – Текста – телесной яви...

Интересный вопрос – почему же некоторая часть поэтов, когда возникла печать, тиражность (то есть – комфорт доносимости стихов до читателей) – не угомонилась, от гомона отворотясь, не ушла в книгу с концами, считая оную лишь прикладным сегментом своего творческого поведения...

Да потому, что зритель, живой контакт с ним – поэту важнее читательской тихости...

Да потому еще, что Поэзии этих Авторов не менее рифм и образов важен Голос, его тембр, жест, интонация, пауза, ритм произнесения слов, наконец. Те, кто только читал Юрины стихи, ничего про нее, его Поэзию, не знает...

Те же, кто наблюдал и слышал его действия стихом – поражались магии и энергетике воздействия... Его импровизационному духу (важнейшая часть всей площадной культуры!..).

Стихи преображались плотью, полнились кровью, расцветали избыточной эмоциональностью... И динамизмом поединка со своими слушателями (читателям).

Юрий Игнатенко – ходячая иллюстрация к теориям великолепного Поля Валери, который отмечал, что бессмысленно обучать поэзии, не обучая ее воплощению в голосе. Поэзия – по Валери – это «Голос в действии», а не в литерах, комфортно обитающих под зонтиком обложек.

А Михаил Бахтин (очень своенеобычный философ!) утверждал, что в лирике, как нигде в слове, необходим момент максимального вовлечения в стих самого творца, почти до физиологического участия в этом тела, нервов, мозга, крови...

Из всех этих максим – очень странных, кажущихся радикальными и сейчас, – сочится дух действований Юрия Игнатенко, площадного его творчества. Я не говорю здесь о качестве стиха и жизни (это другая тема!) – я о природе Дара и алгоритме творческого поведения...

Абсолютно уникальна миссия площадного поэта еще и в том, чтоб расширять аудиторию стиха... (и зрительскую, и читательскую)... Напрямую – общение со случайными людьми – а для многих прохожих встреча с живым поэтом – жарптицая удача. Советуя и помогая людям, выслушивая их исповеди (большинству выговориться некому!), Юрий работает в стиле поисков Бертольта Брехта. Расширяет круг знатоков, элитаризирует толпу, превращая ее если не в любителей поэзии, то как минимум в потребителей, воспринимателей ее...

Проблемы, рассмотренные на великих теориях прошлого и на практике одного лицепоэта или поэтодея (как угодно!), – не вместимы в несколько страничек. Эта обширная область современной культуры, которая почему-то совсем забыта нашими современниками...

А житие этих идей среди нас – продолжается. И требует исторического контекста. Судя по поддержке, поэзия улиц куда более жизнестойка и жизнестройка. И футуроцентрична (то есть – будущна!). Не для прошляков (словечко от Алексея Крученых), а для будетлян (термин от Велимира Хлебникова)...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1033
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1410
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1063
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
890

Другие новости