Елена Тахо-Годи. Великие и безвестные: Очерки по русской литературе и культуре XIX–XX вв. – СПб.: Нестор-История, 2008. – 700 с.
ГЕРОИ МИНУВШИХ ДНЕЙ
«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье», – утверждал Есенин. Книга московского филолога и историка Елены Тахо-Годи подтверждает эту грустную сентенцию. Литературные изыскания через забытых или малоизученных персонажей позволяют по-новому взглянуть как на «VIP-персон» отечественной литературы и философии, так и на действительно серьезных представителей культурного наследия прошедшей эпохи. А диапазон, предложенный Тахо-Годи, широк: от Александра Пушкина до Михаила Бахтина, от Константина Случевского до Алексея Лосева. Валерий Брюсов и Александр Евлахов, Осип Мандельштам и Сергей Аргашев┘
Например, автор реконструирует творческую биографию поэта и прозаика Константина Случевского. Не укладывавшийся в дискурс псевдодемократических ценностей, поэт подвергся критике со стороны левых, позитивистски настроенных журналистов, в частности Николая Добролюбова, и был вынужден на время воздержаться от публичной творческой деятельности. Кажется, еще Владимир Набоков говорил, что «левая» цензура общественного мнения была грубее и нетерпимее официальной цензуры. Последний, как известно, сам испытал подобный прессинг, когда попытался издать роман «Дар» с критическими отзывами о Николае Чернышевском.
Интересна статья о серьезном, но, к сожалению, совершенно забытом литературоведе, поэте и переводчике Владимире Саводнике. Тахо-Годи сумела атрибутировать ряд статей символистского журнала «Весы», принадлежащие перу этого замечательного филолога. Кстати, именно Саводник одним из первых обратил внимание на концептуальное единство поэзии и философии Владимира Соловьева. Касаясь Соловьева, Тахо-Годи анализирует круг корреспондентов и просто знакомых знаменитого философа: фрейлину императрицы и одновременно исследователя гностицизма Юлию Данзас, журналиста и разведчика (по линии Генштаба) Сергея Сыромятникова, историка философии Эрнеста Радлова, того же Случевского.
Вот они: не проклятые, но забытые. Не герои минувших дней, но, может быть, герои дней будущих.
Андрей Мартынов