0
1466
Газета Интернет-версия

18.09.2008 00:00:00

Голоса, вопиющие в пустыне

Тэги: сборник, статьи, идеи


В последнее время мне все чаще приходят на ум слова Вольтера: «Я не согласен с вашими убеждениями, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать». И значительно менее известные слова Андрея Синявского: «Сегодня я готов заступиться за своего врага, ибо в опасности моя самая любимая женщина – свобода слова».

С тем большей радостью я предлагаю вашему вниманию сборник статей различных авторов «Русское будущее» и книгу «Русская колонна» Виктора Милитарева. Идеи, изложенные в этих книгах, мне представляются спорными, а некоторые даже просто деструктивными – например, отделение Ингерманландии (Санкт-Петербурга и Ленинградской области) от России, искусственное возрождение мертвого «сибирского» языка и так далее. Показательно и название серии, в которой вышла книга Милитарева, – «Против всех».

Однако даже деструктивные идеи должны постоянно и беспрепятственно циркулировать в обществе, хотя бы для того, чтобы к ним не пропадал иммунитет.

Что скрывать, авторы этих книг занимают критическую позицию к современным российским реалиям. Но они – «голоса, вопиющие в пустыне». И потому должны быть услышаны.

Составитель сборника «Русское будущее» Вадим Штепа – один из идеологов современного российского регионализма. Это объясняет, почему на обложке книги стены Новгорода Великого попирают перевернутые купала Московского Кремля. Не удивительно и то, что символом движения регионалистов стал Крокодил (Ящер, Дракон), убиваемый Георгием Победоносцем на гербе Москвы.

То, что движение «крокодилистов», всколыхнувшее не столь давно интернет, практически не было замечено печатными СМИ (кроме, разумеется, «НГ-EL»), – факт сам по себе достаточно красноречивый. Он свидетельствует, что два информационных пространства – бумажное и электронное – по-прежнему разделяет непроходимая пропасть.

Идеи, высказываемые политологом Виктором Милитаревым, не столь радикальны, как у авторов «Русского будущего». Это синтез умеренного национализма с социал-демократической политикой (то есть политикой прорыночной, но ограниченной социальной справедливостью). Но и Милитарев оговаривается: «Я хочу быть справедлив к нашей власти: никакого тоталитаризма нет, это очень мягкий авторитаризм, почти без репрессий, но все-таки пытающийся монополизировать свободу слова и даже тем, кто высказывается в интернете, пытающийся заткнуть рот».

Помню, Марина Цветаева как-то записала: «И – кажется последнее будет вернее всего – я в мире люблю не самое глубокое, а самое высокое, потому русского страдания мне дороже гётевская радость, и русского метания – то уединение┘» А я, грешным делом, больше всего люблю как раз самое глубокое – страдание и метание. Всего этого в избытке у авторов предлагаемых книг.

Еще у них есть воображение. Воображение же – это потрясающая сила, при соприкосновении с которой проблемы теряют свою неразрешимость.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
241
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
274
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
387
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
336

Другие новости