0
2970
Газета Интернет-версия

17.07.2008 00:00:00

Выстрел в темной ночи

Тэги: книга, чаадаев, споры, жизнь


книга, чаадаев, споры, жизнь Незаурядные личности вызывают споры и до, и после смерти...
В.Г.Перов. "Спор о вере". 1880–1881. ГТГ

Борис Тарасов. Петр Чаадаев в Москве. – М.: Московские учебники и Картолитография, 2008. – 256 с.

Петр Яковлевич Чаадаев: Сборник/ Издание подготовил Б.Н.Тарасов. – М.: Русскiй мiръ, 2008. – 736 с.

Обе книги известного литературоведа, философа, писателя, ректора Литинститута им. А.М.Горького Бориса Тарасова посвящены выдающемуся русскому философу и публицисту Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794–1856), чье наследие до сих пор вызывает жаркие споры. Попытки причислить Чаадаева как к западникам, так и к славянофилам не только не соответствуют реальности, но и заслоняют от нашего взгляда ценности пушкинской эпохи. Наконец появилась возможность восстановить присущее тому времени понимание соотношения России и Запада в качестве равноценных исторических реальностей: автор приводит факты биографии своего героя в контексте исторических событий и споров о самоидентификации страны.

Просвещенный ум, художественное чувство, благородное сердце – вот те качества, которые, по отзывам А.С.Хомякова, привлекали внимание к личности Чаадаева. Глубокие размышления, сопровождаемые откровениями и заблуждениями человека, пекущегося о судьбах России, не могут не заинтересовать и наших современников. Чаадаев родился и вырос в Москве, провел в ней университетские годы, защищал от наполеоновских захватчиков, а затем после короткого перерыва безвыездно жил на Новой Басманной. В московском журнале «Телескоп» увидело свет и знаменитое первое философическое письмо, вызвавшее резонанс в просвещенных кругах, а у правительства – резолюцию «Чаадаева считать умалишенным┘». «Не живи Чаадаев в Москве, он не был бы так замечен; Москва удивительным образом составляет репутации людей, руководствуясь каким-то женским капризом», – говорили о светской популярности Петра Яковлевича.

Становлению его личности, формированию мировоззрения и общественному окружению «нашего первого философа» посвящена книга «Петр Чаадаев в Москве». Судьба сводила «басманного философа» со многими известными москвичами – писателями, учеными, его жизнь неотделима от деятельности московских журналов и литературных кружков. Выражаясь современным языком, Чаадаев был культовой фигурой в кругу столичной аристократии. «Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, у нас он офицер гусарский», – писал о нем Пушкин. Герцен характеризовал философическое письмо Чаадаева как «выстрел, раздавшийся в темную ночь». Манера прекрасно одеваться, держать себя спокойно и непринужденно сделала его эталоном стиля и изысканности – le beau Tchaadaef (красавец Чаадаев). Многие его обожали, еще многие – ненавидели. Строки Н.М.Языкова «┘тому, кто нашу Русь злословит/ И ненавидит всей душой,/ И кто неметчине лукавой/ Предался┘» и злые эпиграммы С.А.Неелова вроде «Он генерал и по рассудку/ Его определить возможно даже в будку» также посвящены русскому философу. Хотя на самом деле мало кто знал его внутреннюю жизнь или философию, из которой сохранялся в общественном сознании лишь красочный ореол, созданный публикацией первого философического письма. «Такое отношение провоцировал и сам Петр Яковлевич, подтрунивавший над многими знакомыми и незнакомыми современниками и часто намеренно перечивший им».

Сборник «Петр Яковлевич Чаадаев» состоит из нескольких тематических частей. Его содержимое рассчитано на глубокий исследовательский интерес к развитию русской мысли в XIX столетии. Воссоздание контекста, атмосферы событий – одна из основных задач, которая решается тщательной подборкой материала. Здесь нашли отражение горячие споры о роли России в мировой истории, формирование идеи самобытности ее развития. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, мы – народ исключительный». В этих спорах фигура Чаадаева была центральной, хотя его смелые прогрессивные идеи не всегда находили понимание даже у близких людей. «Это была в Москве умственная власть», – говорит о нем современник.

Вступительная статья Тарасова (ему же принадлежат обширные комментарии, имеющие самостоятельную ценность) открывает неизвестные страницы духовной и творческой биографии Чаадаева. Приводится содержание его библиотеки и любопытные заметки на полях отдельных книг. В одном из сочинений Фихте Чаадаев раздраженно пишет по-латыни «Наглость», а в томе Сенеки обнаружено обращение русского философа к современникам: «А Вы, порождения ехидны, воскреснете ли Вы». Здесь же Тарасов, приводя примеры из современной прессы, выступает противником исторического нигилизма и превращения отечественного философского наследия, в том числе и чаадаевского, в «подсобный материал для «плюралистической» борьбы».

Обращаясь к «Философскому и публицистическому наследию» Чаадаева, убеждаешься, что истина не имеет сроков давности. Слова о погоне за новинками вполне соотносимы с сегодняшним днем: «Повсюду мы встречаем людей, ставших неспособными серьезно размышлять, глубоко чувствовать вследствие того, что пищу их составляли одни только эти недолговечные произведения, в которых за все хватаются, ничего не углубив, в которых все обещают, ничего не выполняя, где все принимает сомнительную или лживую окраску и все вместе оставляет после себя пустоту и неопределенность».

Выдержки из писем, дневников, воспоминаний («Слово современников о Чаадаеве») дополняют образ мыслителя. «Жизнь самоотречения и добродетели стоила Чаадаеву всего его состояния. Он имеет лишь то, что необходимо для самого скромного существования┘» – строки из письма Е.Г.Левашевой, на квартире у которой проживал «басманный философ». В воспоминаниях Ольги N он «был вежлив со всеми и охотно беседовал с женщинами, но, к сожалению, этот умный и чрезвычайно образованный человек был влюблен в себя самого». Здесь не только уточняются некоторые факты биографии мыслителя, но и ярче, рельефнее показана его удивительная личность.

В «Слове потомков» – философское осмысление историософии Чаадаева. Его значительность для русской мысли заключается в том, что целый ряд крупных мыслителей России возвращается к темам Чаадаева, хотя его решения этих тем имели сравнительно мало сторонников. Освещается диалог Чаадаева и Пушкина, не утративший концептуальной значимости и по сей день.

«Лишь в ясном понимании своего прошлого почерпнут они <индивиды и массы - О.М.> силу воздействовать на свое будущее», – подытоживает Чаадаев свои размышления, и его слова звучат пророчеством для многих грядущих поколений. Расширение горизонта видения окружающей действительности, в том числе в сфере философии и науки, способно дать мощный творческий импульс, так необходимый сегодня для пробуждения от духовной спячки.

Книги содержат редкие иллюстрации, многие архивные материалы печатаются впервые.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
1027
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1583
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1163
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1132

Другие новости