Все мы так или иначе летописцы своего времени: в профессиональных исследованиях, в художественных текстах, наконец, в нередких беседах и спорах друг с другом мы воссоздаем образ окружающей нас среды, современного общества, истории, творимой in status nascendi.
Объективностью тут явно не пахнет, человеческая субъективность обязательно перевешивает. Поэт Евгений Винокуров заметил как-то: «Я всё занесу на скрижали, железную точность храня, и то, как меня обижали, и то, как жалели меня». Каждый лелеет свою боль, и только групповой портрет может более или менее внести ясность, и то не всегда.
Большинство древнерусских летописей показывает тот или иной диктат княжеской или церковной цензуры, хотя бы самоцензуры. Нынешние книги тоже не являются исключением.
Так один из авторов рассмотренных здесь книг Чухлеб признается: «Поиск истины – трудное и довольно опасное занятие. Истина может раздражать многих. А ищущий ее часто воспринимается как опасный анархист, злонамеренно разрушающий святое и неприкосновенное. Мужество и стойкость нужны тому, кто отправляется в это опасное путешествие... и изощренность разума. На этом пути следует отказаться от надежды на достижение общезначимой истины. Вернее же: общезначимая истина может быть обнаружена, но большинство не примет ее. В ближайшей исторической перспективе социальное познание будет иметь ярко выраженный групповой характер – наряду с группами, идущими по адекватному пути, всегда будет существовать множество групп, увлеченных в сторону слабостью интеллекта, ценностными предпочтениями или экзистенциальными доминантами. С этим ничего не поделаешь. И самое печальное – у нас не будет надежного критерия, чтобы отличить первых от вторых».
Но не все так печально, критерий все-таки есть. Время и люди, встающие на ту или иную сторону. Важна при этом и подлинная демократия, позволяющая являть взорам различные социальные проекты, идейный и политический плюрализм.