0
1021
Газета Интернет-версия

19.06.2008 00:00:00

Побег в необычность

Тэги: реальность, конфликт, болезнь, война


Синдром «ухода от реальности» – категория психиатрии. Конфликт подсознания и окружающей среды приводит к бегству в болезнь, в псевдодементность (ложное слабоумие), заставляя испытывающего дисгармонию «играть» в больного или ребенка, неспособного к нормальной жизни, или прибегать к реакции «отказа», не соглашаясь двигаться и вообще что-либо делать. Такая непроизвольная симуляция болезни в современной прозе заменяется имитацией жизни. Имитацией не в значении выставления себя не тем, кто ты есть (впрочем, такое тоже имеет место), а в плане подражания внешним скриптам обыденности при полном их отрицании.

Война с прозаичностью и поиск нетипичного и есть, наверное, главный рефрен сегодняшнего мировоззрения. Негативизм массового сознания, бывший по преимуществу уделом лишь нонконформистов и детей (нежелание быть как все и жажда противодействовать внешнему влиянию), – очень в духе нашего времени. Новейшая теория литературы, заброженная на западном структурализме и постструктурализме, уставшая от всяческих «пустот» и обессмысливаний, питается от живой беллетристики, от того, что мыслит писатель – человек с обостренным сознанием. Посыл немца Петера Штамма (рецензия на его роман – на этой полосе) в самом быстром обобщении мало отличается, к примеру, от интенций русского Романа Сенчина. Мир круговоротен, взаимосогласен и любит повторяться.

Два бытийных хайдеггеровских модуса «подлинности» и «неподлинности», присущие человеческому бытию, особенно актуальны в свете размноженности реальности, релятивизма ее истолкований. Эти ощущения призрачности выражаются не только в феномене «виртуальной личности» в пространстве интернета, не только в романах, посвященных альтернативной или будущей истории, но и в литературе о настоящем, «тутошнем» и привычном.

В самом примитивном толковании в искусстве работают два двигателя: либо жизнеотображающий мимесис существующего (реалистические направления), либо измышляющий генератор новых смыслов (сюрреализм, символизм, метаметафоризм, концептуализм и т.д.). У представленного здесь Джеймса Парди с его многослойной и пестрой реальностью и чрезмерной яркостью гиперболичных персонажей тем не менее происходит примерно то же отталкивание от реальности, что и у Штамма. Ведь в любом случае поиск кодов к пресловутой «высшей» реальности, наличествующей во многих мировоззренческих системах (к примеру, буддийская «трисвабхава», иерархизация трех уровней природы), в современном искусстве может вестись не только через форму, но и через план содержания, рассекречивающий рецепты отрыва от данности. При том что искусство в целом уже является эскапизмом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1155
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1602
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1183
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
995

Другие новости