0
1452
Газета Интернет-версия

05.06.2008 00:00:00

Петит

Тэги: сборник, автор, музыка, щербаков


МКЩ: Сборник статей о творчестве Михаила Щербакова/ Сост. О.С.Савоскул. – М.: ОГИ, 2008. – 312 с.

С одной стороны, числить Михаила Щербакова (род. 1963) по ведомству авторской песни вполне логично: он - автор текстов, музыки и исполнитель своих песен. С другой стороны, непохожесть творчества «тихого гения» (как величают его многолетние и многочисленные почитатели) на простенькие бардовские поделки настолько очевидна, что вписать его в общий ряд не получается. Мудрые «щербаковеды» нашли свое определение – «Михаил Щербаков: постмодернистское лицо авторской песни».

Так называется обстоятельное предисловие Оксаны Савоскул к составленному ею же сборнику «МКЩ» (то есть Михаил Константинович Щербаков). Щербаковские тексты в силу их семантической насыщенности и интертекстуальности помещаются в один ряд с книгами Умберто Эко, Патрика Зюскинда или Виктора Пелевина: «Прочтений и интерпретаций песен Михаила Щербакова может быть гораздо больше, чем слушателей, поскольку даже у одного-единственного слушателя возникает неоднозначная реакция практически на каждое произведение, неоднозначное восприятие и всего творчества поэта в целом. Эта особенность песенных текстов также определяет его как представителя постмодернизма: мерцательность, множественность значений, возможность самых разнообразных прочтений на разных уровнях восприятия как следствие недоговоренностей, амбивалентности, неявности авторской позиции являются отличительной чертой этого способа художественного самовыражения».

Хотя книга отнюдь не является собранием наукообразных дифирамбов в адрес исследуемого «объекта». Скажем, вездесущий Дмитрий Быков в статье «Пейзаж с Щербаковым», отмечая его «огромное влияние на современную поэзию», величает своего героя забалтывателем бездны, то бишь пустоты, и даже упрекает в банальности: «Щербаков – один из немногих, кто умудрился сказать так много (прежде всего количественно), не сказав при этом почти ничего нового. Мировоззрение его более чем обыкновенно для романтического поэта, основной конфликт – «виденье гробовое, внезапный мрак иль что-нибудь такое» – фигурировал в тысячах чужих текстов и разрабатывался там подчас гораздо убедительнее┘»

Впрочем, без таких провокационных сентенций сборник стал бы благостнее, но скучнее. Остальные авторы – Лев Аннинский, Георгий Хазагеров, Алексей Карташов, Анна Копылова и другие – в оценке творчества МКЩ более взвешенны и подробны: их статьи и эссе посвящены как отдельным песням, так и щербаковской поэтике и музыке в целом. А Леонид Блехер в исследовании «Некоторые результаты лексического анализа песенной лирики Михаила Щербакова» скрупулезно поверил алгеброй гармонию, представив в виде таблиц результаты статанализа 280 песен. И теперь желающие могут узнать удивительные факты: оказывается, имена существительные составляют в щербаковских текстах 25,2% от общего количества слов, а глаголы вкупе с причастиями-деепричастиями – лишь 16,7%! И даже сделать далеко идущие выводы. Или не сделать, вслед за своим кумиром перепев крылатые слова Зинаиды Гиппиус:

И если что-то надо объяснять,

то ничего не надо объяснять.

Но если все же стоит объяснить,

то ничего не стоит объяснить┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
805
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
590
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
292
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
389

Другие новости