0
1466
Газета Интернет-версия

24.04.2008 00:00:00

История убийства, о котором все знали заранее

Тэги: книга, театр, архив


Евгения Абелюк, Елена Леенсон при участии Юрия Любимова. Таганка: Личное дело одного театра. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 648 с., илл.

Однажды Владимир Набоков обмолвился, что его знаменитый роман Bend Sinister посвящен в числе прочего идиотизму тоталитарных государств, готовых ради сиюминутной потребности «убить курицу, несущую золотые яйца».

Читая книгу современных исследователей театра Евгении Абелюк и Елены Леенсон, основанную на архивных материалах обсуждений и репетиций спектаклей, периодики того времени, мемуарах, документах госбезопасности, поражаешься тому свирепому идиотизму государства, которое само создает собственных противников из числа собственных граждан.

Различные цензурные вмешательства в выбор репертуара и актеров, сценические решения, наконец, прямой запрет спектаклей привели к постепенному умерщвлению Театра на Таганке, а самого мэтра к эмиграции.

А ведь, по сути, Юрий Любимов свою режиссерскую карьеру начинал как вполне законопослушный коммунист, всей своей предшествующей жизнью доказавший верность режиму. Не думаю, что среди его критиков оказалось много ветеранов, выходивших с гранатой против нацистских танков, а среди многочисленных перипетий биографии Юрия Петровича был и такой факт. Впрочем, к собственным подвигам Любимов относился с юмором: «Вот выгонят из театра, пойду устроюсь швейцаром. У швейцара должны быть медали, а у меня они есть».

С чего начался конфликт? С методов. Любимов хотел возродить авангардные постановки первых лет революции (театр «синей блузы»). Однако столь невинная идея эстетики революционной романтики привела к перманентной конфронтации и┘ в общем, как там у Галича: «Началось все дело с песенки, а потом – пошла плясать». По сути, уже первый его спектакль по пьесе лояльнейшего коммунистам германского драматурга Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» (1964 год) советская цензура планировала закрыть с лицемерной a la иудушка головлев формулировкой: «чуждости народу». Однако собранные, чтобы осудить «оторвавшегося (зарвавшегося?) от народа» режиссера, представители двух заводов неожиданно поддержали дебютный спектакль. Вот уж воистину: «власть исходит от народа, но куда она приходит и куда она заводит»┘

Вмешательство цензоров доходило до уровня элементарного кастинга: первоначально Владимиру Высоцкому было отказано в исполнении заглавной роли в спектакле «Гамлет» (1971 год).

Естественно, что и театр, и режиссер не были безгрешны и совершенны. Но цензурное предложение, например, заменить песню «Сегодня в нашей комплексной бригаде» из спектакля памяти Высоцкого на «Жираф большой» с мотивировкой «тоже про животных, и не надо порочить комплексные бригады» выглядит уже как какой-то фарс в традиции Ионеско или Кафки, достойный в качестве ответа отдельной драматургической постановки. Или нецензурного ответа. Или цензорская фраза о стихотворении «Реже, меньше ноют раны»: «Может, не стоит трогать тему инвалидов. Я сам не воевал, но хорошо помню этих омерзительных обрубков в вагонах┘ Нужно ли их вытаскивать на сцену». Она вызвала возмущение мэтра.

А по поводу ошибок┘ Однажды Высоцкий предложил Любимову сыграть Гамлета бородатым. «Никогда бородатого Гамлета не было на сцене», – с удовольствием повторял Владимир Семенович. Но Юрий Петрович почему-то довольно эмоционально категорически отказал артисту. Парадоксально, но Гамлет, согласно пьесе Шекспира, и должен был быть с бородой. Иначе почему он ей клянется. А ведь и Высоцкий, и Любимов неоднократно читали текст пьесы. И не заметили этого факта. Как и другого факта, тоже касающегося внешнего вида Гамлета: «он толст и тяжко дышит». Вот на что должны были обращать внимание цензоры, а не выискивать «политическую пошлость» в спектакле «Живой» или же запрещать «Бориса Годунова» из-за введения военного положения в Польше (антипольские реплики) и «навязывания зрителю мысли об исторических параллелях представленных событий с современной действительностью». Так что риторический вопрос: с кем вы, мастера культуры, – ответа не требует. И так все понятно. С Юрием Любимовым. А вот с кем вы, мастера ножниц и других цензорских инструментов, коль так резво готовите собственных врагов? Хотелось бы знать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
669
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
856
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
718
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
582

Другие новости