0
887
Газета Интернет-версия

10.04.2008 00:00:00

Игрушки для мальчиков и мужчин

Тэги: гришковец, театр, пьеса


гришковец, театр, пьеса Гришковец рассказывает о красивых кораблях Первой мировой войны.
Иллюстрация из книги

Евгений Гришковец. Дредноуты. Пьеса для женщин. Монолог. – М.: Махаон, 2008. – 80 с.

Выход этой книги закономерен. Он плавно вытекает из всего прошлого творчества автора┘

Евгений Гришковец – человек-театр. Таким он был с самого начала, таким остается по сей день. Сначала он был «театр одного актера». Потом – «театр у микрофона». А еще позже – «театр книги». Такое понятие тоже существует. И более всего подходит к творчеству Евгения Гришковца. Все его книжно-литературное творчество выстроено и представлено как единое сценическое представление. По всем классическим законам драматургии и современным правилам промоушн. Несмотря на то что книги Евгения Гришковца выходили в трех разных издательствах, все они, за исключением первого и сдублированного позднее сборника пьес, который сам автор не любит и, по всей видимости, не признает за канонический, выглядят словно одно собрание сочинений. Все они – одного формата; аккуратные такие небольшие книжечки. Все – оформлены в одном ключе, одним и тем же художником. Так что в воображаемых титрах можно написать: режиссер и автор сценария – Евгений Гришковец; сценография – Серж Савостьянов. Есть у проекта и продюсер – Ирина Юткина. В общем, все как во взрослом шоу-бизнесе, а не как в бесшабашном книгоиздании.

В книжном шоу Евгения Гришковца пять отделений-книг, аннотировано шестое. Просматривается даже некоторая внутренняя композиция. Сначала «Зима» – сборник пьес-монологов от первого лица, принесших Гришковцу славу на подмостках. Потом первый прозаический опыт – повесть «Рубашка», которую сам автор предпочитает называть романом. Затем «Реки» – книга-эссе, названная писателем повестью. Здесь чувствует некий кризис автобиографизма и драматургическое провисание. Но, во-первых, провисание вполне объяснимо в середине шоу – эдакое замедление ритма перед кульминацией. А во-вторых, кризис оказался преодолен в сборнике рассказов «Планка», где уже все от третьего лица и все персонажи вымышлены или подсмотрены. Кульминация – роман в рассказах «Следы на мне». А обещанная уже в этом месяце книга «Асфальт» послужит достойным финалом шоу, если окажется романом не только номинально┘

В общем, по законам шоу-бизнеса пора запускать параллельный проект, отличающийся от этого, играющий на чем-то ином. А играть есть на чем. Ведь Евгений Гришковец не только человек-театр, но и человек-бренд. Раскрученный, тот, которому доверяют. Но вот беда: в отличие от других писателей-брендов он, во-первых, все сам, без литературных негров, во-вторых, пишет качественно и неспешно – никак не по книге в месяц┘

И вот – выход. Переиздание старой, неоднократно звучавшей со сцены и переиздававшейся в бумажном виде пьесы «Дредноуты». Но уже в форме иллюстрированного альбома, в форме эдакого эстетского артефакта.

«Дредноуты» для этого подходят оптимально. Это произведение носит подзаголовок «Пьеса для женщин». В этом монологе Евгений Гришковец старается женщинам дать понять нечто такое о мужчинах, чего не найти в вульгарных книгах по мужской психологии. Он рассказывает о красивых кораблях Первой мировой войны, о красивых моряках и офицерах и об их красивых, но бессмысленных смертях┘ Он рассказывает о том, как мальчишеские игрушки превращаются в мужские игры.

Еще у произведения есть подзаголовок в скобках – «Спектакль, который не получился». Почему? Евгений Гришковец все время подчеркивает, что ему не хватает художественных средств, имеющихся в ассортименте «театра одного актера», чтобы выразить масштаб трагедии и ее пафос. В спектакле он использует бумажные кораблики и таз с водой – тоже, по сути, мальчишеские игрушки. В этой книге у него в распоряжении прекрасная графика Романа Кулешова. Серж Савостьянов значится «куратором проекта» – ну, конечно, он в этом проекте художник-постановщик, а не иллюстратор.

Вся книга сделана словно военный планшет – закругленные углы, резиночка вместо замка, странички как бы обтрепаны и замяты, на передней обложке лента-иллюстрация, на задней – открыточка в специальном бумажном кармане┘ Это тоже мальчишеская игрушка, которая не может не привлечь внимание мужчины. Но уже игрушка дорогая – такая, о которой мальчик может только мечтать, а позволить себе может уже только взрослый мужчина. И на женщин она произведет более сильное впечатление, чем бумажные кораблики в тазу. Она помогает Евгению Гришковцу выражать свои идеи новыми художественными средствами┘ В тексте автор мечтает о выразительном знаке, эдаком иероглифе, который был бы самым лучшим из 10 тысяч. Вот он.

В общем, спектакль, который не получился на сцене, удался в книжном пространстве. Шоу Гришковца продолжается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1256
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
885
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
430
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
597

Другие новости