0
828
Газета Интернет-версия

03.04.2008 00:00:00

Попереживали – утешимся

Тэги: книга, смысл, сознание


Катарсис: Метаморфозы трагического сознания/ Составление и общая редакция В.П.Шестакова. – СПб.: Алетейя, 2007. – 384 с. (Мир культуры)

Эта книга – о пучке смыслов, выросших из вполне цельного, но весьма сложного древнегреческого понятия katharsis и разошедшихся в своем разрастании весьма далеко, по разным областям и уровням культуры. Настолько далеко, что самым плодотворным оказалось сосредоточиться на главной, пожалуй, самой сильной ветви этого пучка: на трагедии, с которой – как с художественным жанром – «катарсис» впервые и навсегда соотнес в своей «Поэтике» Аристотель. Поэтому в конечном счете книга – о трагедии и трагическом как особом способе европейского переживания удела человеческого. Именно европейского: другим культурам, похоже, трагедия в нашем понимании не знакома.

Впрочем, с «нашим» пониманием все тоже не так просто. Единым и общим для всех оно, как выясняется, никогда не было. Каждый, кто брался толковать понятие «трагического», а вместе с ним и катарсиса, непременно добавлял в него что-то свое. А брались ой многие: понятие «очищающего (со)страдания» волновало европейцев всех веков – от пифагорейцев до Сергея Довлатова и создателей телесериалов. Таким образом, слово все дальше и дальше уходило от своего первоначального, еще доаристотелевского смысла.

В связи с этим авторы сборника настроены довольно различно. (А перед нами, надо сказать – именно сборник, изданный сектором теории искусства Российского института культурологии). Вячеслав Шестаков в своей оценке постаристотелевского культурного процесса изрядно категоричен. Признавая, что аристотелевская идея катарсиса за 25 веков не только не забыта, но «даже получает широкое распространение и применение», что, «пожалуй, никакая другая идея из античной философии, разве что платоновский «эрос», не выдерживает такого испытания временем» – он, однако, уверен: «это достигается за счет тривиализации <┘> аристотелевской мысли». А чего еще ждать от массовой культуры, стремящейся «адаптировать язык» своей классической предшественницы, подчинить его своим нуждам – «найти в прошлом теоретическое и практическое обоснование своим мифологемам»? В их число попадает и «очищение страданием». О том, что делается с этим понятием сегодня, пишет Кирилл Разлогов – тоже, казалось бы, довольно резко. «Экран как проводник развлекательно-компенсаторного начала» предлагает нам «современный заменитель катарсиса» – хеппи-энд. Попереживали – утешимся.

Впрочем, он предостерегает нас и от излишней категоричности. Современная культура, говорит он, не так уж слепа к трагическому: она всего лишь воспринимает его в близких ей формах. «Трагедия и катарсис остаются актуальными и в ХХI веке, хотя и предстают перед современниками в маскарадных костюмах мелодрамы и хеппи-энда». Хотя бы уже потому, что трагическое неустранимо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1013
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1379
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1048
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
875

Другие новости