0
1096
Газета Интернет-версия

27.03.2008 00:00:00

Мысль как святость

Тэги: мысль, совесть, деньги


мысль, совесть, деньги Все схвачено, все проплачено, то есть пропитано деньгами.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Все больше тянет в сон. Жизнь в бессмысленной среде гробит быстрее всего. Устрашающие акции показательного абсурда, устроенные властью, раскрошили логику, и мир растекся соплей. Фашизоидная масса с воем разносит сигнал бесовства по городам и весям. Шпана, захватившая зону, стремится, чтобы между людьми не было иных связей, кроме криминальных, – так проще держать всех под контролем.

Как противостоять этому безумию? Как соединить расползшиеся края рассудка? Куда приложить личные усилия, чтобы не стать быдлом? Какой безумный Декарт заметил: «в России мыслю, следовательно, не существую»? До какой степени он прав? А если спрятаться подальше и начать оттуда?

Если проснулся, надо ведь жить. Ум – это производство различий, выражаемых словами и понятиями. Разбивка дурной бесконечности времени жизни, текущей с нами мимо нас, – на фрагменты понимания.

Производство смысла, умственная деятельность в округе нашей не приветствуется. Многие удивятся, что такое вообще есть. Те, кто при исполнении, насторожатся. Зачем умное, если есть тычок, лозунг, приказ? Мысли начальству заменяет верное исполнение служебных обязанностей. Жующему населению – телевизор как первичный признак жизни.

Есть ли здесь время и место тому, что называется производством смысла, значений? Университет? Только не в России. Аналитики из администрации? Да там не продохнуть из-за запаха. Что-то затевалось в СМИ в эпоху перемен, но затем было приведено в состояние средней температуры по моргу. Выходит думать не из ума, а из того, что в воздухе носится. Да и может ли быть производство смыслов в отсутствие осмысленности.

Что такое смысл? Выписывание рецептов «правильной жизни» – как жить, что делать, кто виноват? Игра в «резонера» в старом театре? Торговля фьючерсами на будущие катастрофы и процветания? Так на то и фьючерсы, чтобы фью и черт с ними.

Англичане анализируют слова, употребляемые людьми, чтобы диагностировать, что этим людям предстоит. Так англичане суть шпионы. Того и гляди, разведают, что у градоначальника в голове небольшой органчик для двух пьес: «Разорю!» и «Не потерплю!»

Хотя со времен Салтыкова-Щедрина мы не стояли на месте. «Тут не только «я вам наберу», «повисите, пожалуйста», «это дорогого стоит», «обречено на успех», «будет востребовано», «нет правовой базы», «плохая экология», «недофинансирование», «реализация нацпроектов», – дело в системе понятий, способах доказательства. Сказанное совершенно не соответствует услышанному в ответ».

В статье «В родном краю», напечатанной журналом «Знамя» год назад, бизнесмен, издатель и врач-кардиолог Максим Осипов рассказывал среди прочего и о попытках членораздельного разговора с начальством. Разговор продолжился, став публичным. Он касается известной истории с тарусской больницей, которую Осипов решил превратить из обычной провинциальной в современный кардиоцентр.

Но мысль скандальна потому, что анализирует штампы обыденной речи и основанное на них поведение. Она нарушает «приличия», которые в том, чтобы «быть как все и не высовываться». А если мысль еще и сопрягается с действием, то происходит то, что мы видим в Тарусе.

С Максимом Осиповым я познакомился заочно, когда его медицинское издательство «Практика» выпустило невероятные «Труды» митрополита Антония Сурожского. Фолиант мудрости более чем в тысячу страниц. При этом книга доступна в электронном виде на сайте издательства, что вдвойне делает издателю честь.

Осмысленное добро наказуемо. И ответная страсть одолевает нас. Пепел справедливости стучит в наше сердце, требуя мести. Иногда революция торжествует, и пепел справедливости покрывает округу. Око за око. Какой мерой сеяли зло и коррупцию, такой и вам отмеряется. Недавних судей – по этапу в Читу.

Разум предлагает иной путь. Четкой формулировки претензий к творящим зло. Выяснения причин их поведения. Доктор не бьется на кулачках с больным. Он анализирует его речь и поведение. Ставит диагноз и выясняет причины болезни.

Купив дом в Тарусе, Максим Осипов устроился в местной больнице работать по врачебной специальности. Одновременно обращался к знакомым с просьбой помочь с оборудованием. 29 февраля министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова торжественно открыла Тарусский кардиоцентр, оснащенный по последнему слову. Местная администрация тут же больницу закрыла, главврача уволила и возбудила (или грозит возбудить) уголовное дело о хищении «преступной группировкой» в особо крупных размерах того, что было ею же даровано.

Эта механика властного грабежа была разработана в Кремле для своих целей, но в движении по стране достигла уже метастазов. Осипов год назад описал ее пружины: «Я попросил крупную западную фирму выписать счет на томограф (обещали купить благотворители) по его настоящей цене – за полмиллиона, а не за миллион, без отката. Меня долго уговаривали: на разницу вы сможете купить еще приборов (ну да, а те тоже дадут откат – и так далее, до простынок). Оттого и появился в русском языке очень емкий глагол «проплатить», то есть пропитать все деньгами. Затем выяснилось, что купить без отката нельзя, будет скандал: начальство окажется в ложном положении. Стало быть, не только можно ездить на красный свет, но это еще и единственная возможность куда-нибудь доехать».

Эти часы коррупции ходят без завода, одним вращением русской природы. И дальнейшее «течение болезни» – из учебника. Когда «обыкновенная история» с больницей получила огласку, более высокое начальство пригрозило снять местное. Но это «операция прикрытия», – слова звучат для наркоза общества, однако у них обратный смысл. Как и у «демократических процедур». Местные депутаты, поставленные начальством, убрали «бунтовщиков», заявили, что больница нужна для опытов над людьми агентам ЦРУ, готовящим оранжевую революцию. Пьесу «Ревизор» не отменит приезд настоящего ревизора в ее конце.

Глас народа в городе N – еще одна страничка истории болезни, заполняемой доктором Осиповым: «Главный миф, в реальность которого верят почти все, – о решающей роли денег. Сплетня – двигатель провинциальной мысли – однообразна и скучна, и вся сосредоточена на деньгах. Вокруг моего пребывания в городе N ходят нелестные слухи, все они сопряжены с какой-то экономической деятельностью (несуществующей)... Главный слух: москвичи купили больницу, скоро все будет платное. Какой бы легкой ни была рука, протянутая к людям, им все чудится, что она ищет их карман».

Трезвое описание ситуации, сродни чеховскому. Скучная история. Попытка ума мучительна. В России мысль – это крест и едва ли не проклятие. Тот, кто приспособлен к мысли, должен быть готов на подвиг, чтобы применить ее к реальности. А действовать по уму и совести, а не «как все», по молчаливому приятию коррупции и криминала, – и вовсе святость.

Но нет иного выхода. Разве что быть патанатомическим пособием в кабинете судебной медицины мировой цивилизации. Да, думать – тяжело. Особенно когда душит чувство справедливости. И все же попробуем, – не спеша, почитывая специальную литературу, – описать болезнь, поставить диагноз, выписать рецепт. Попробуем мыслить. Зная, что это почти невозможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
277
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
464
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
332
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
193

Другие новости