0
1839
Газета Интернет-версия

20.03.2008 00:00:00

Мистерии артистизма

Тэги: феномен, искусство


Феномен артистизма в современном искусстве/ Отв. ред. О. Кривцун. – М.: Индрик, 2008. – 520 с.

Важно отметить, что книга эта – дань современных авторов всестороннему изучению артистизма как определяющего фермента художественности, заслоненного и отодвинутого в предшествующие десятилетия концепциями социальной, идеологической и этико-воспитательной природы искусства. Искусство век за веком, не являясь жизненной – в буквальном смысле слова, как еда или сон, например, – необходимостью для человеческого существования, сопровождает его из поколения в поколение и остается одной из парадоксальных потребностей. И тем не менее только в XX веке концепций, поверявших искусство социологией, объяснявших его этикой и религией, давивших на него идеологией, было множество. Но были и отважные попытки вычленить из социокультурных рамок определяющий во многом произведение искусства фермент художественности, иначе – артистизм. Изучение природы артистического способно пролить свет на сущностные характеристики искусства.

Команду, собранную руководителем проекта (ответственный редактор – Олег Кривцун), по праву можно назвать премьер-лигой отечественного искусствознания. В нее вошли ведущие московские и петербургские ученые: Зенкин, Турчин, Бобринская, Швидковский, Кирсанова, Ванслов, Маньковская, Якимович и многие другие авторы, тексты которых, однако, нечасто встретишь вместе под одной обложкой. Серьезная и острая проблема – не находится ли артистическое начало в конфронтации с символической глубиной произведения? Как показывают авторы, в рамках широкого понимания артистизм призван генерировать и удерживать смыслы, а не противопоставлять себя им. И тем не менее история искусства новейшего времени позволяет наблюдать, как в определенный момент артистизм «отслаивается», начинает шествие сам по себе в качестве искусства для искусства. В какой мере сгущение качеств артистизма и манифестация его как самоценного феномена породило в сознании современников новые представления о критериях художественности? Как с позиций нынешнего культурного опыта можно оценить эпизоды художественного процесса, определяемые прежде как «трагедия эстетизма»? Способна ли энергетика артистического преображения снять понятийно не решаемые проблемы сегодняшнего бытия человека? Над этими и другими вопросами размышляют авторы коллективной монографии.

Материалы книги сгруппированы в четыре тематических раздела: история становления артистического письма; поэтика и разновидности артистизма; феномен артистизма в разных видах искусства и, наконец, новейшие формы и маргиналии артистизма. В предисловии к книге Кривцун, автор одной из ключевых статей «Артистизм как соблазн. Соперничество искусства и жизни», воспроизводит призыв Брюллова делать с карандашом то, что делают настоящие артисты со смычком с голосом. Подобного рода «паганиниевский блеск» обнаруживает фермент артистизма в самом искусстве изобразительности, заявляет артистизм как некий избыток, свободную, самоценную роскошь. Соблазны и риски артистизма вместе с тем велики: в сотворенном мире клокочет «повышенная жизнь», фантазия пожирает творца, в итоге «стремление писать проистекает из неумения жить».

В статье «За чертой Апеллеса», обращаясь к линии Апеллеса, этому древнему примеру чистого артистизма, высочайшей искусности, очищенной от искусства, Бернштейн призывает увидеть в ней идеальную формулу художественной недосказанности. Якимович прослеживает развитие и трансформацию артистического почерка от Ренессанса до XX века. В течение этих четырех веков артистический почерк мастера, умение вызвать ощущение стихий жизни завоевывает новые территории, невзирая на императивы общества и культуры.

Выступает ли артистизм структурной составляющей современного таланта? Вокруг этих тем ведутся поиски и разворачиваются споры. Беспалов изучает грани артистизма в мистериальном театре и кинематографе. Савчук рассматривает эволюцию перформанса и его связь с разными формами художественной выразительности. Сальникова виртуозно исследует вариации артистистического начала в рекламе как один из мощных способов претворения коллективного бессознательного в эстетическом освоении реальности, в саморазвитии рекламного мифотворчества.

Коллективная монография, поражающая обширной фактологией и богатством охваченного материала, пестрит экскурсами в различные виды искусств и красочными, запоминающимися примерами из различных исторических эпох. Триумф артистизма, с его стремлением превращать любой объект в совершенный, побеждать прозу обыденности, и сегодня демонстрирует способность бороться с пустотой, гипнотизировать пространство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
602
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
761
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
652
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
518

Другие новости