0
2913
Газета Интернет-версия

21.02.2008 00:00:00

Пастернак остался Пастернаком

Тэги: пастернак, спекторский


«Спекторский» Бориса Пастернака: Замысел и реализация/ Б.Л.Пастернак; Сост., вступ. ст. и коммент. А.Ю.Сергеевой-Клятис. – М.: Совпадение, 2007. – 231 с.: илл.

Общественный интерес к личности и к художественному наследию Бориса Пастернака в последние годы вроде бы остается значительным. Чего только стоит издание 11-томного собрания сочинений, выход ряда литературоведческих исследований и присуждение одной из престижных премий автору недавно изданной биографии классика литературы в серии «ЖЗЛ»!

Но это, так сказать, больше внешняя сторона интереса, глубоких литературоведческих исследований конкретных произведений этого поэта, прозаика и переводчика все не случалось, пока┘

Пока не появилась книга, которой, собственно, и посвящен данный отклик. Сборник составлен с исчерпывающей полнотой: вступительная статья, где прослежена многолетняя творческая история романа в стихах; затем – на левой странице – канонический текст романа, соединенный с не вошедшими туда вариантами и иллюстрациями – на правой странице; чрезвычайно подробные комментарии; наконец, приложения, где приведены три поэтические публикации в периодике 20-х годов: «Двадцать строф с предисловием». Зачаток романа «Спекторский», «Из записок Спекторского», «Спекторский. Глава из романа», и две прозаические: «Три главы из повести» и «Повесть».

Сам автор исследуемого произведения был универсальной личностью, круг его занятий был широк, и с самого первого обращения к слову он с предельной искренностью самовыражался одновременно и в прозе, и в поэзии, не поступаясь ширью замыслов. Так уж исторически сложилось, что именно поэзия Бориса Пастернака вызвала наиболее громкий читательский резонанс.

Но скорее все-таки лирика, а вот роман в стихах «Спекторский», над которым поэт работал немало лет, оказался словно бы в тени.

Литературовед Анна Сергеева-Клятис так прямо и утверждает: «Сложный авторский замысел, который реализовывался на протяжении целого десятилетия, оказался во многом непонятым и неоцененным читателями. Сюжет «Спекторского» представлялся усложненным даже исследователям: так один из первых его критиков Анатолий Тарасенков запутался в героинях романа, сведя Ольгу Бухтееву и Марию Ильину в одно лицо. Позже к изначальной путанице с персонажами и событиями прибавились проблемы культурно-исторического контекста. Жизнь и быт 1920-х годов для читателя XXI века стали сферой догадок и предположений, среди которых легко оказаться на ложном пути. Чтобы разобраться в нюансах текста, нашему современнику требуется обращение к специальной литературе, это превращает чтение в трудоемкий процесс, сходный с филологическим анализом. Собственно, так и получилось – «Спекторский» стал произведением для исследователей литературы или немногих искушенных читателей. Задача нашей книги – максимально расширить этот круг.

Если резюмировать кратко – литературоведу поставленная задача удалась.

За ходом ее мысли следишь с любопытством, поддаваясь очарованию женской интуиции и неумолимому диктату выловленного во временных обстоятельствах факта. Правда, лично мое внутреннее сопротивление при прочтении комментариев вызвало однозначное признание прототипом Марии Ильиной одну-единственную Марину Цветаеву.

Борис Пастернак – при всей четкости и категоричности своих поэтических формул и формулировок – человек, мгновенно вспыхивающий и достаточно сумбурный. Его творческий принцип – in status nascendi – близок к тютчевскому «там хаос шевелится». Думается мне, о Ларисе Рейснер стоило бы вспомнить гораздо раньше, а не только в комментариях к 8-й и 9-й главам романа.

Продолжу еще: имя главной героини Мария, которое Ахматова считала неоправданным из-за отсутствия смысловой расшифровки: «Имя и фамилия Марии Ильиной в его стихе звучит никчемно, дико», возможно, продиктовано и внутренней полемикой автора с другом и в известной степени соперником в литературе Маяковским («Мария, дай»), и даже подсознательным размышлением над коловращением библейских сюжетов (Мария и Иосиф).

Путь писателя к окончательному труду своей жизни, «Доктору Живаго», усеян ответвлениями, вариантами. Наверное, каждый автор пишет всю жизнь именно единую огромную книгу.

«Спекторский» – одно из подобных ответвлений, разгаданное не полностью, но благодаря усилиям нового исследования в достаточной степени для полноты понимания.

Борис Пастернак, обожая противоречить самому себе, сказал как-то: «И лучше оставлять пробелы в судьбе, а не среди бумаг», а в этом романе в стихах, как бы заранее оберегаясь от случайных толкований, настаивал: «Поэзия, не поступайся ширью. Храни живую точность: точность тайн. Не занимайся точками в пунктире. И зерен в мере хлеба не считай».

Увы, точность тайн никогда не раскрываема до конца и остается строго во владении творца.

Однако приближение к источнику вулканической магмы и даже проникновение в огнедышащее жерло дорогого стоит. Поздравим же литературоведа и всех поклонников великого поэта с очевидной удачей! Как говорится, светлый облик не искажен, Пастернак остался Пастернаком.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1660
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1361
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1362
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1607

Другие новости