0
3549
Газета Интернет-версия

14.02.2008 00:00:00

Десять Хиросим Доры Маар

Тэги: пикассо, аврил


Николь Аврил. Я – любовница Пикассо/ Пер. с франц. Л.Базян. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 208 c.

Пабло Пикассо известен не только своими картинами, гравюрами, рисунками, скульптурами и прочими бесценными творениями, но и многочисленными любовными историями. Писательница Николь Аврил рассказывает в своей книге историю Пикассо и Доры Маар.

Настоящее имя Доры Маар – Генриетта Теодора Маркович (1907–1997). Дочь хорвата и француженки, в детстве жила в Аргентине, где работал ее отец-архитектор. В 1920 году она приезжает в Париж изучать живопись и фотографию. Ее фотомонтаж «Папаша Убю», показанный в 1936 году на выставке сюрреалистических объектов в парижской галерее, стал визитной карточкой не только сюрреалистической фотографии, но и сюрреализма вообще. В 1936 году в кафе «Де Маго» она знакомится с Пикассо.

Повествование идет от первого лица, лица Доры. Строится оно не по хронологическому принципу: одно воспоминание накатывает на другое, часто не связанное с ним по времени.

Рассказ Доры Маар начинается с момента, когда она впервые видит Пикассо, на премьере фильма Жана Ренуара. Она обращает внимание на его глаза: «Разве можно было не заметить его глаз? Пугающих. Темных и разверстых».

Через три месяца они познакомились. Девушка играла с перочинным ножом, втыкая его между растопыренными пальцами, чем и привлекла внимание художника. Эмоциональный накал игры определил их будущие отношения. Девять их совместных лет и всю ее оставшуюся жизнь.

В эти девять лет она его муза, друг и советчик. Дора находится в мастерской, когда Пикассо работает, другим своим женщинам он подобное не разрешал. Она фиксирует на пленку этапы работы над «Герникой». «Известно, что Пикассо рассказывал потом┘ что гестаповцы спросили его по поводу «Герники»: «Ваша работа?» На что он поторопился ответить: «Нет, ваша». Пикассо был способен на такую реплику, у него и в этом был талант».

Под влиянием своего героя Дора возвращается к живописи, пишет его портреты. «Я тоже пыталась ухватить его образ. Божественный лик. Фас и профиль в смешанной манере Пикассо. Вы скажете: «Пикассо?» Да, Пикассо. Я не претендую на первенство, но не могу не подчеркнуть, что подобный фотомонтаж использовала уже за пять-шесть лет до него. Наложение одного снимка на другой, сопоставление двойного женского профиля – уже тогда я работала в манере Пикассо. Возможно, что до нашего знакомства ты уже направлял меня».

Читатель книги видит художника в частной жизни: «Больным он был совершенно невыносим. Он требовал, чтобы я приходила к нему каждый вечер. <┘> Как только я приходила, Пикассо обрушивал на меня поток желчи. Ну что, пришла полюбоваться на поверженного?» Узнает его привычки: «В ледяную стужу Минотавр открывал окна, чтобы лучше дописать то, что никогда не допишет». Видит Пикассо-художника: «В Лувр мне хочется проникнуть только с несколькими своими картинами, оказаться между Леонардо и Тицианом, Ватто и Делакруа, Гойей и Мане или еще кем-нибудь. Я не могу разгуливать перед ними как турист, Дора. Я часть семьи. Может быть, я стану ее главою».

Влюбленные вместе пережили войну в оккупированной Франции. Рядом гибли работы мастера, а на него самого накатывало отчаяние. Со смертью матери в жизнь Доры приходит боль, сознание вины, отчуждение Пикассо. Она горько подытоживает: «Он никогда мне не принадлежал».

После расставания в жизни Доры наступает двухлетний период безумия. Ее лечат электрошоком.

Пикассо был для нее богом. «Все, что у меня было, осталось от него. Все, чем я владела, – наполнено им. Я не могла вспомнить ни одного мгновения, ни одного места, в котором не был бы Пикассо. Все говорило мне о нем. Десять Хиросим могли лишь искоренить мою боль». «После Пикассо только Бог?»

Николь Аврил создает дневник женщины, для которой разлука с любимым стала катастрофой: она оказалась заживо погребена под обломками собственной жизни. Творчество не спасло ее.

С одной стороны, книга «Я – любовница Пикассо» исповедь влюбленной женщины. Но, с другой, это художественный документ эпохи. Дора рассказывает о своих знакомых, а это и Поль Элюар, и Жорж Батай, и Жан Кокто, и Альбер Камю, и Симона де Бовуар, и Жак Лакан. Все эти люди и Париж предвоенной и военной поры столько раз уже были запечатлены словом, но от этого художественное свидетельство, созданное Николь Аврил, не становится менее ценным. Наоборот, штрих, добавленный в общую палитру фотографом и художницей Дорой Маар, отличим от других. Ведь она останется в истории не только запечатленной кистью Пикассо, не только его отраженным светом, но и самостоятельными работами в жанре фотографии и живописи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
318
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
356
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
349
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
286

Другие новости