Оказавшись с писателем Михаилом Ильиным минувшей осенью в Миассе, я не собирался выступать перед читателями, но друзья-литераторы вызволили-таки меня из путешествия по Уральским горам и озерам и зазвали в центральную городскую библиотеку имени Юрия Лебединского. А там собрались писатели, поэты, работники музеев, учителя, руководители детских литературных студий со своими учениками и просто читатели.
Устроителем литературного вечера был поэт Александр Петров. Он автор восьми поэтических сборников, которые выпустил на свои средства в челябинских издательствах. Он ведет литературное объединение «Метроном», недавно был принят в Союз писателей России. По своей специальности он инженер, но в душе лирик. Я держу в руках его последний сборник «Обратный счет», вышедший в областном центре, в издательстве «Цицеро». Талантливая книга. «Сколько помню, стоит/ эта баня, сараи да стайки,/ и не рушится быт,/ не исчезли фуфайки./ Толстым слоем асфальт./ Оседают заборы, домишки./ Интернетовский сайт/ стал привычнее книжки./ ┘Только сердце шалит/ – это возраст, душа и обида./ Перво-наперво быт,/ якорь жизни – корыто┘»
Поэт в первых книжках проходил пору ученичества, преодолевал сопротивление зримого и образного слога, ударяясь в красивости и литературщину. Не избегнул и подражаний, правда, хорошим, достойным мастерам. А вот теперь заговорил своим узнаваемым тембром, о своих пережитых чувствах. От формалистических изысков Петров пришел к классическому стилю и даже написал лирический венок сонетов «Острова». Ушел от шероховатостей, обрел четкость ритма, движение мысли.
Александр Петров когда-то учился у поэта Михаила Лаптева, и мы иногда встречались на литературных мероприятиях, когда я возвращался из Москвы на каникулы. Только в последние десять-двенадцать лет он активно взялся за работу со словом и сделал мощный рывок. Это радует. Ему не хватает общения в Миассе, тогда он отправляется в областной центр, в Челябинск, где есть среда, где с ним считаются, издают его книги. Участвует в фестивалях поэзии, проводимых в Екатеринбурге, в Самаре или в Подмосковье. И все же велика тяга к мечте, тяга к большой и интересной жизни, без которой нет и поэзии: «Я на обочине стою:/ водоворот сует/ не принимает жизнь мою./ Сожги, огонь, мой след/ в истории моей страны,/ которой больше нет...»
Каждый творец занимает очередь за крохотной долей бессмертия, без которой он не мыслит своего земного существования. Но если повезет, и доля эта окажется значительной┘ А как может повезти, если ты находишься далеко от тех мест, где раздают это самое бессмертие? Кто же друзья у поэта? Пудель да попугай. Вот и косится взгляд на незаряженное ружье на стене. Но сила духа преодолевает сомнения: «Смой гримасу летним ливнем,/ сердце в камень заточи,/ долгим-долгим, синим-синим/ небом боль свою лечи./ Солнце высушит ожоги,/ оградит от новых стрел./ Пусть тебе помогут Боги/ в жизни свой найти удел┘»
Первую книгу стихов поэт Валерий Кузнецов издал на рубеже своего шестидесятилетия. Назвал он ее «Последний мамонт». Предваряет сборник аннотация, написанная поэтом и учителем Кузнецова, Николаем Годиной. Журналист по образованию, Валерий Кузнецов первые стихи опубликовал еще в середине семидесятых. Година так характеризует его творчество: «Стихи Валерия самобытные, яркие, с отчетливыми признаками романтизма». От себя добавлю, что они точны по мысли, содержательны, метафоричны. Валерий хорошо владеет словом, его строки можно цитировать – настолько они лаконичны и глубоки. Примером тому может служить целое стихотворение, в котором нет ни одного лишнего слова: «Этот бес никогда не лукавил,/ Отступая сквозь морок земной,/ Он искать меня слово отправил,/ И последнее слово – за мной./ Но последнему слову неймется,/ Продлевая неверный полет,/ То укроется, то вознесется,/ То во мрак, как звезда, упадет./ То обнимет меня, словно хочет/ Знать, какие ищу я врата,/ И огонь, отвергающий очи,/ И кладущий печать на уста┘»
Зная, как сложно литераторам из глубинки найти признание хотя бы у себя в области, хочу представить еще одного поэта – Марата Шагиева. Вероятно, мы с ним виделись, когда он юношей приходил на студию «Ильменит» к учителю Михаилу Петровичу Лаптеву. Но на этом вечере в библиотеке я не узнал его: возмужал, изменился, сделался более открытым. И стихи он читал крепкие, проникновенные.
Стихи Марата акварельны, чисты, воздушны. Они отражают мимолетность настроения, подчеркивают наблюдательность автора, характеризуют его как живописца, владеющего словом не хуже, чем кистью:
«Ах, дождь! Ты вечный мой соперник;/ И угловат, и некрасив,/ поёшь┘ на ритмы звонких перьев,/ Весь хаос капелек разбив./ Пусть в поле слякотно и голо,/ и небо цвета серых крыс┘/ Но ты, ты обретаешь голос/ без микрофонов и без крыш./ В чем прелесть майского тебя?../ В собранье перезвонов лучших,/ И в новизне, и в пресных лужах,/ И в шумных поступях дождя».
С Еленой Ранневой я тоже познакомился несколько лет назад на одном из мероприятий литобъединения «Ильменит», которое организовал Соломон Эпштейн – старейший литератор и журналист в городе Миассе, у которого мы все учились в свое время. Елена – талантливая детская поэтесса, книжки которой расходятся в области, а вот публикаций в столичной печати пока не было. Зато другая поэтесса Людмила Олифирова, с которой мы тоже встретились в «Ильмените», давно уже нашла свою литературную нишу в Москве, где она работает в детском саду. Ей пригодились музыкальное образование и преподавательский опыт. Ныне она сотрудничает в журнале «Музыкальный руководитель» и готовит свой первый поэтический сборник.
Думаю, что ее образные и по-женски искренние и нежные стихи найдут своего читателя. В начале следующего года Людмила Александровна будет отмечать свой первый юбилей в ЦДРИ.
Поэт Александр Горный совместно с критиком Борисом Фридлянским выпустили сборник стихов поэта Михаила Лаптева, памятуя об огромном вкладе, который он внес в работу литературного объединения «Ильменит». Не позабыли они и о поэтах Артеме Подогове и Александре Герасимове, которых тоже остается только помнить и перечитывать их произведения. На следующий год ожидает 80-летний юбилей Михаила Петровича Лаптева. Если бы он был с нами, то за многих своих земляков поэт мог бы от души порадоваться. Но так сложилось по жизни, что он покинул нас в самую лихую годину периода застоя, когда ему так не хватало глотка творческой свободы, без которой он задыхался, не находя ни настоящего признания, ни возможности писать так, как он хотел. Долгое время с литературной молодежью работает поэт Николай Година. В областной администрации поэта наградили за его 40-летний вклад в это нелегкое дело. Да и пишет он с годами только интереснее и глубже. Активно издается в области, его произведения пользуются всероссийским признанием.
Ученики Лаптева, Эпштейна и Годины теперь сами с усами. К ним самим тянутся ученики. Я уже приводил пример, как Александр Петров организовал новое литобъединение «Метроном». Тонким лиризмом отличаются стихи Светланы Кузьменко, которая однажды подарила мне свой сборник. Недавно она выпустила новую книжку стихотворений, которую я еще не читал. А эстафета с организацией и выпуском литературных страниц в городской газете перешла поэту Александру Волкову. Конечно же я не всех охватил в своем повествовании, да это и невозможно, потому что молодые приходят ежегодно, и это прекрасно. Маленький островок культуры в городе Миассе должен процветать, несмотря ни на какие трудности, связанные с переходным периодом.