0
1139
Газета Интернет-версия

24.01.2008 00:00:00

Когда не было социальной фантастики

Тэги: фантастика, булычев, россия, стругацкий


Игорь Всеволодович Можейко, известный как фантаст Кир Булычёв, любил рассказывать о том, как в начале 70-х ходил знакомиться с новым заведующим редакции фантастики издательства «Молодая гвардия»...

В 60-е годы эта редакция, тогда еще руководимая Сергеем Жемайтисом, превратилась в своеобразный клуб молодых фантастов. Вокруг нее собрались все лучшие на то время силы этого сектора литературы. Приходили братья Стругацкие, Александр Мирер, Ариадна Громова, Михаил Емцев, Еремей Парнов, Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов, Илья Варшавский... Эти люди решительно оттолкнулись от утверждения Александра Казанцева, что основная и единственная задача фантастической литературы – агитировать молодежь «поступать в технические вузы». Они своим творчеством старались продемонстрировать, что НФ (научная фантастика) способна решать и более сложные художественные задачи – гуманитарные, философские, социальные... За что и поплатились многие. И главное, пострадала сама редакция – уникальный творческий коллектив был разрушен.

И вот когда появился новый редактор, Кир Булычёв и сотрудница редакции Белла Клюева пошли с ним знакомиться. Наряду с другими был задан и такой вопрос: «Как вы относитесь к социальной фантастике?» Ответ был лаконичным и предельно прямым: «Я делю фантастику на две категории: одной место в мусорной корзине, второй – в КГБ...»

Всегда, во все времена хорошая фантастика была социальной.

Социальны книги Джонатана Свифта. Социальны романы Герберта Уэллса. Добрая половина произведений Михаила Булгакова – тоже социальная фантастика.

Вообще вся так называемая ранняя советская фантастика была пропитана социальным пафосом: и Шагинян, и Эренбург, и Замятин, и бывший друг Ленина Богданов... И только в 30-е и 40-е годы социальной фантастики не было напрочь. По версии официальной пропаганды, будущее уже пришло и мечтать больше не о чем, поскольку все уже свершилось или свершится вот-вот...

Золотым веком российской фантастики стали 60-е. Как ни трудно было писать социальную фантастику в 70-е годы и в начале 80-х, ее все равно писали. В это время плодотворнейше работали Аркадий и Борис Стругацкие. Оттачивало свое мастерство на семинарах и по мере сил пробивалось сквозь журналы и сборники новое поколение, поставившее своей целью «сделать из фантастики литературу». Однако их смелый полет был прерван 91-м годом.

90-е годы – это второй после времен сталинизма период, когда социальной фантастики в России не было. С одной стороны, можно пожаловаться на то, что ее смел с прилавков мутный поток низкопробного, в основном переводного развлекательного чтива. А с другой стороны, приходится признать: не было ни спроса, ни предложения. Вновь появилась иллюзия того, что будущее наступило – показалось, что все социальные задачи, которые могла ставить фантастика, уже решены. Это время было отмечено засильем эскапистского фэнтези и фантастических боевиков. Если во времена сталинизма задаваться социально-политическими вопросами было непозволительно, то в это время было как-то не принято – никому не приходило в голову, никого не интересовало, да просто было не до того. Результат же был примерно таким же... Прекрасные романы Владислава Рыбакова «Гравилет «Цесаревич» и Владимира Михайлова «Вариант «И» не только не изменили погоды, но и были до обидного недостаточно замечены. А между тем они уже тогда нарисовали убедительные картины функционирования монархии в современной России...

90-е были самым скучным в истории российской фантастики периодом. Ситуация изменилась в 99-м – с выходом провокационного романа Олега Дивова «Выбраковка». Это жесткое произведение впервые за десятилетие поставило социально-политические вопросы ребром. Сейчас на этом поле немало игроков: Александр Громов, Кирилл Бенедиктов, Дмитрий Володихин... И чем дальше – тем их больше. Наигравшись с маской Холма ван Зайчика, к социальной фантастике вернулся Вячеслав Рыбаков. Остроумную политическую фантазию создал представитель «потерянного поколения» 80-х Михаил Кривич, начинавший когда-то в дуэте с Ольгертом Ольгиным, но уже многие годы работающий соло. Из виртуального мира вернулся в реальную социально-политическую литературу известный всему Рунету Масса – Александр Житинский.

Всем этим авторам условный, фантастический прием лишь помогает пристальнее всмотреться в наш сегодняшний день, помогает острее почувствовать социально-политические проблемы современности и описать их в художественном произведении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
970
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1618
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1448
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2721

Другие новости