0
1568
Газета Интернет-версия

17.01.2008 00:00:00

Богословие самоуничижения

Тэги: ларше, исцеление психических болезней


ларше, исцеление психических болезней Юродство – добровольный выбор подвижника...
Сальвадор Дали. Освещенные удовольствия. 1929. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Жан-Клод Ларше. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков/ Пер. с франц. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. – 224 с.

Кто такие юродивые и в чем причина их безумия? В последнее время этот вопрос занимает многих исследователей. Только за прошедшие два года появились работы историка и культуролога Сергея Иванова «Блаженные похабы: Культурная история юродства» (усовершенствованный вариант книги «Византийское юродство», опубликованной в 1990-х), филолога Илоны Мотеюнайте «Восприятие юродства русской литературой XIX–XX веков», популярная книга литературоведа Юрия Рябинина «Русское юродство» с подборкой житий, исправленное и дополненное издание жития Андрея Юродивого с обширным приложением. Режиссер Сергей Кожевников снял популярно-документальный фильм о юродивых, а Павел Лунгин, как известно, – художественную ленту, главный герой которой – юродствующий старец.

Очередное событие – перевод на русский язык книги о психических болезнях французского богослова, доктора философии и доктора богословия Жан-Клода Ларше.

Книга посвящена пониманию безумия с православной точки зрения и отсылает к святоотеческой и агиографической литературе христианского Востока I–XIV веков. В ней рассказывается об опыте исцеления психических болезней Святыми отцами, которые в отличие от психиатров не редуцируют человека к физиологии, психическим комплексам и социальным содержаниям, но рассматривают его в целостности (дух, душа и тело). Автор выражает надежду на то, что опыт православия будет полезен современной психиатрии, которая, будучи «создана по образцу медицинских наук, исключает a priori всякое соотношение с областью религии и нравственности» и потому всякий раз при столкновении с экзистенциальными проблемами оказывается в тупике.

Что интересно, отдельная глава книги посвящена «особому виду безумия» – юродству Христа ради. «Особому» – поскольку от этого безумия лечиться не нужно. И даже более того – оно в той или иной степени является желательным для любого христианина. Хотя автор и не делает подобных заявлений открыто, сказав лишь о том, что юродство – добровольный выбор подвижника, достигшего определенной степени духовного совершенства. Более смелым и последовательным в этом смысле был Сергей Булгаков, объявивший юродство мерой достижения на христианском пути: «Не юродствуя в сердце своем, нельзя достигнуть христианского отношения к себе и к миру, и в сущности мерою юродства, способностью отрицать мудрость мира сего определяются достижения на христианском пути. Юродство многолико и многообразно, оно не связано с определенными формами, но повелевает не любить в себе своего я, своей самости. Оно требует жертвы сокровенной, но непрерывной и ежечасной».

Ларше ставит целью выявить специфику юродства Христа ради по сравнению с другими подвигами христианского благочестия, понять и объяснить читателям причины, заставляющие юродивых юродствовать. Но, увы, как и многим его предшественникам в данном вопросе, дать ясной картины ему не удается. «Спецификой» по-прежнему оказываются смирение, отречение от мира и милосердие, то есть все то, что характерно для любого вида христианского подвижничества.

Автор вскользь отмечает, что безумие юродивого обеспечивает ему уединение в миру, служит преградой для проникновения другого. Но эта мысль, способная внести ясность в понимание феномена юродства, не находит своего дальнейшего развития и теряется в иерархии рассуждений автора. Кроме того, налицо тавтология причин, побуждающих к юродству, ведь смирение и отречение от мира предполагают друг друга.

Ларше считает, что «нельзя быть юродивым Христа ради в одиночестве: это поведение имеет смысл лишь в социальных рамках и при взаимоотношении с другим человеком». Юродивый надевает маску, симулирует безумие и испытывает «раздвоение, подобное тому, которое переживает актер, входящий в свою роль, но остающийся самим собой». Но тогда, следуя логике автора, которая в целом опирается на православную традицию, придется признать, во-первых, что юродивый нуждается в другом, во-вторых, что юродивый исчерпывается юродствованием, то есть набором приемов, используемых в благочестивых целях, и, наконец, в-третьих, что юродивый, самоуничижаясь, знает о своей праведности, то есть становится грешником. Но автор данные темы не развивает.

Несмотря на общий интерес историков, культурологов, литературоведов, богословов, журналистов и писателей к юродству, философам до сих пор удавалось обходить вниманием этот феномен. В настоящее время нет ни одного в полном смысле философского исследования на данную тему. Между тем юродивый представляет собой не менее богатый материал для понимания человека и его сознания, чем шизофреники (Делез), слепоглухонемые (Ильенков) или аутисты (Гиренок).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дальний Восток освободили от опасного ядерного наследия

Дальний Восток освободили от опасного ядерного наследия

Владимир Полканов

В регионе надежно утилизировали все реакторные отсеки списанных атомных подлодок

0
1028
Французы и чувство времени. Как французское кино захватило Венецианский кинофестиваль.

Французы и чувство времени. Как французское кино захватило Венецианский кинофестиваль.

Алиса Сафонова

0
618
Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Анастасия Башкатова

Чтобы автопарк омолаживался, в стране должно продаваться 2–5 миллионов новых машин в год

0
2591
Растущие зарплаты не помогают россиянам тратить больше

Растущие зарплаты не помогают россиянам тратить больше

Ольга Соловьева

У населения остается все меньше свободных денег после обязательных платежей

0
2156

Другие новости