0
2503
Газета Интернет-версия

29.11.2007 00:00:00

Хохочешь – хочешь!

Тэги: смех, эротика, фольклор, зазыкин


В.И.Зазыкин. О природе смеха: По материалам русского эротического фольклора. – М.: Ладомир, 2007. – 266 с. (Русская потаенная литература).

Природа комического и природа смеха – предмет сотен научных работ классического и психологического направлений с их подразделением на биосоциальные, когнитивные и другие концепции. О сущности смеха не могли молчать Аристотель, Кант, Пропп, Бахтин, Фрейд и многие другие. В.И.Зазыкин в своей веселой монографии о природе смеха на основании русского эротического фольклора вывел три его главных начала: секс, агрессия, игры. Опираясь на данные психологии, этологии, биологии, акустики, социологии, анатомии, сексологии, лингвистики и в особенности на матерное народное творчество, ученый в том числе приходит к выводу, что в смехо-сексуальной географии человеческого тела причинные места – самые смешные, а смех и коитус физиологически родственны (мужское «ржание» как призыв к половой близости и женский хохот как согласие, фольклорное спряжение «хохочет–хочет» и т.д.).

Легко балансируя между нецензурными примерами, щекотливостью темы и научной аргументированностью, Зазыкин глава за главой («Веселость» как «сексуальность», «Смех – знак мужчины, плач – женщины», «Смех как следствие гиперсексуальности человеческого рода») доказывает, что рассмешить равняется возбудить, а смех является нервной разрядкой в условиях культурных табу и запретов цивилизации на неположенные сношения. Зазыкин обнаруживает симметрию между «низом» и «верхом» человеческого тела (проводя параллели «вульва – рот», «пенис – язык»), которые взаимосимволизируют и замещают, подменяют друг друга (рассматриваются привычки многих народов показывать язык и пр.).

Знак полового желания служит одновременно угрозой противнику, скалозубством, агрессивным гоготом (звуки «г» и «х» – самые распространенные у приматов), причем агрессия зачастую распространяется и на сами половые отношения, где мужчина с его низким отрывистым голосом и жесткой гортанью играет наступательную роль, а женщина с капитулирующим, протяжным высоким голосом пассивна. Цивилизация развила в человеке большой диапазон нервных состояний, и смех – один из вокально-респираторных способов сбросить напряжение, в том числе половое.

Действие смеха в сторону смерти («умора»), тождественность сильного смеха и финала коитуса, «раздевающий» характер фольклора, серьезность Несмеяны как фригидность, смех и возбуждение как две реакции на щекотку и многие другие не менее захватывающие темы рассматриваются Зазыкиным в научно-популярной манере и с привлечением длинной библиографии (Афанасьев, Дарвин и пр.). Ну и частушек, кои приводить здесь не будем.

«Очевидно, игра как псевдоагрессия и псевдосекс это и есть третий основной корень смеха – наряду с агрессией и смехом», – говорит Зазыкин (упоминаются, правда, еще и удовольствие, к примеру от еды, и радость встречи). Однако убедительность его доводов не отменяет иных гипотез об источниках смеха: например, комического противоречия, по Бергсону, или «когнитивного диссонанса», по теории Раска. Ведь игра, секс, агрессия – лишь частные проявления смеха. Нелепость, «умственный контраст», как сказал бы Аристотель, травести, уродство, в том числе изображаемое неуродливым человеком, когда предмет получает новую, противоположенную себе трактовку, тоже рождает смех. Следовательно, выводить природу смеха (в миллионный раз) единственно из русского эротического фольклора – ха-ха, смешно, хотя и в высшей степени любопытно. Щекотку, которую Зазыкин трактует как сексуальный стимулятор, некоторые другие исследователи (Кошелев, к примеру) видят иначе – как доброжелательное отношение, выражаемое противоположенным способом, в виде не очень приятных прикосновений, а потому вызывающее смех. В этом комическое противоречие и аристотелевский «ощущаемый абсурд».

Тем не менее оппозиционные взгляды не отменяют всей прелести работы Зазыкина, ее «легкой тяжести», заключающейся в полной мыслительной насыщенности при незагруженности слога. Слова здесь остаются всем понятными словами, не мутируя в трудно перевариваемые термины, но при этом речевой стиль не сбивается в разговорность, оставаясь в пределах научного дискурса. Зазыкин и веселится, и дело делает. Особенно хороши графические иллюстрации А.В.Павленко фривольного характера.

Вообще главное – это не рассуждать о смехе, а умение смеяться (ржать, хохотать, хихикать, гоготать, реготать, заливаться, покатываться), что бы этот смех ни вызывало: накопление энергии, коммуникативная необходимость или просто нелепица. А книжка Зазыкина – еще одна монета в копилку теорий смеха.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
882
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1188
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
928
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
763

Другие новости