0
922
Газета Интернет-версия

15.11.2007 00:00:00

В клубном формате

Тэги: литераторы, клуб


Литературные группы живут стихийно, несбалансированно, ажиотажно, являясь отчасти способом персонификации и развиртуализации текста как такового, переноса его в бытовое, человеческое измерение. Копившаяся в тесноте квартирного андеграунда энергия дифференциации, кучкования, после перестройки наконец-то нашла свое воплощение в здоровых формах кулуарно-клубной литературной жизни. Клуб, группировка, объединение, студия – главные составляющие живой литературной жизни как другой способ существования литературы, несут внутри себя различные значения. Тот же самый клуб может быть и местом проведения творческих встреч (вроде «ОГИ», «Булгаковского дома», «Классиков ХХI века»), и кругом людей, собирающихся для обсуждения важных для них проблем и обладающих теоретической платформой («Клуб метафизических реалистов», к примеру), и случайным, не всегда даже очным союзом писателей ровесников (был такой «Клуб новых российских писателей»).

Приращение к поэтическому слову голоса, мимики, жеста, всплеск интереса к перфомансу и хеппенингу (Театр поэзии Виктора Кривулина, Клуб литературного перфоманса Николая Байтова и Светы Литвак) можно расценивать и как шаг назад, к синкретичному праискусству, в которое верил А.Н.Веселовский. Поэту душно в буквенном пространстве, и он бежит на эстраду. К сожалению, из авторского чтения иногда получается не столько даже приправа к писаному слову, а нечто самоценное, теряющее свой смысл, свою прелесть вне декламации.

Литературный вечер как форма обретения публичности, столкновения с читателем-реципиентом интересен еще и тем, что может быть как персональным, так и групповым. Здесь литературные герои, входящие в одну группировку, могут наглядно показать себя в одной спайке, что не всегда доступно в тексте: ведь чаще всего эти союзники печатаются порознь, индивидуально, их тексты никак не коррелируют. В устном выступлении происходит совершенно иной, вольный, часто импровизируемый монтаж выступлений, который позволяет уяснить или, напротив, не понять общую идею или связь объединившихся людей.

Презентация литературной группы с футуристическим названием «ДА» и классицистической расшифровкой «Дети ампира» – самый свежий пример. Трое совершенно разных по своему инструментарию и облику поэтов (Сергей Арутюнов, Сергей Брель, Максим Лаврентьев – кстати, его статья о стихах Александра Ревича на этой же странице) своей идеологией выбрали неприязнь к любым идеологиям. Также в их манифесте значится: «Созидание мы ставим выше разрушения. Регулярный стих, опоры на классические основы поэтики остаются нашим приоритетом в век безликого верлибра». По принципу антитезы вспоминается прошлогодний манифест традиционал-авангардистов группы «С(соблазним) С(своими) С(стихами) Р(Родину)!» (Евгений В. Харитонов, Георгий Геннис и т.д.), опубликованный в журнале «ФутурумАрт». Там, наоборот, утверждается вольный стих: «Классическая версификация нам не чужда, но она второстепенна, поскольку силлабо-тоника не вмещает урбанистических пейзажей нашей эпохи, сковывает дух поиска, а значит, не слишком способствует постижению запредельного – а только ОНО и интересно».

В общем-то, позиции «Детей Ампира» (традиция – хорошо) и «СССР!» («традиция – это не всегда плохо») почти похожи. «Почти» – самое определяющее слово для любых манифестов (манифест «ДА», кстати, назван «почти манифестом»). Они являются скорее формальным признаком, позволяющим затем наметить эволюцию художественных течений. Манифест «Детей Ампира» носит скорее априорный характер и расцвечен общими местами красноречия, позволяющими задавать достаточно приблизительные и широкие рамки для поэтического творчества участников. Научности, подытоживающей апостериорности, здесь нет, есть, точнее, стихотворение в прозе. Теория, тематика, приемы еле намечены. Зато очень образно и ярко говорится о духовности, гармонии и т.д. Такое почти-объединение на почти-основаниях вполне характерно. Практически каждая литературная группировка сейчас подразумевает открытые границы и условные требования.

А то, что постсоветская литература так слаженно вошла в клубный формат, разразилась новыми течениями и группами, то, что развился феномен культуртрегерства, литературных соревнований и т.д., – чрезвычайно радует. Хочется только, чтобы в цейтноте вечерних слушаний не забывали еще и о самих текстах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
876
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1177
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
921
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
755

Другие новости